Клуб лидеров

Система работ по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации

Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции. При этом часть административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, находится на региональном и муниципальном уровне.

Агентство стратегических инициатив реализует целую серию проектов, связанных с формированием благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечением инвестиций в субъекты Российской Федерации и повышением эффективности работы региональных управленческих команд.


Упрощение процедур
ведения бизнеса
Развитие инвестиционной
инфраструктуры
Привлечение инвестиций
в регионы России
Тиражирование лучших
практик
Оценка эффективности
работы управленческих
команд
«Дорожные карты»
Национальной
предпринимательской
инициативы (НПИ)
Региональный инвестиционный
стандарт: 15 лучших
инвестиционных практик
Информационно-аналитическая
карта России и интерактивные
сервисы для инвесторов
Образовательная программа по
лучшим практикам работы с
предпринимателями
Национальный рейтинг
состояния инвестиционного
климата в субъектах Российской
Федерации

Упрощение процедур ведения бизнеса

«Дорожные карты» - планы мероприятий, подготовленные рабочими группами Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) и направленные на улучшение инвестиционного климата в России - упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса.  «Дорожные карты» утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации. В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбран ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density. Целевым показателем реализации «дорожных карт» НПИ является вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году.

>400
правовых актов принято
>40
процедур сокращено
>300
дней сокращено

В 2015 году завершился основной этап работы над «дорожными картами». В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 174-р, «дорожные карты» по развитию конкуренции, повышению качества регуляторной среды, расширению доступа МСП к закупкам госкомпаний и регистрации предприятий перешли в фазу мониторинга. По остальным направлениям НПИ продолжается взаимодействие с бизнесом - от внесения изменений в ряд «дорожных карт» до контроля за исполнением нормативных правовых актов. 

АСИ на регулярной основе проводит опросы предпринимателей, оценивая достигнутые эффекты по всем 11 «дорожным картам». Реальные примеры правоприменительной практики помогают выявить и «контрольные закупки», которые организует всероссийское предпринимательское объединение «Клуб лидеров» совместно с представителями крупнейших деловых объединений.

Мониторинг «дорожных карт»
Национальной предпринимательской инициативы 

При Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции создана рабочая группа, которая обеспечивает единую стратегию взаимодействия России с Всемирным банком – для повышения позиции нашей страны в рейтинге Doing Business. Ее деятельность направлена на реализацию дополнительных мер, необходимых для того, чтобы было проще и дешевле вести бизнес в стране. Рабочая группа оценивает практику правоприменения, выявляет актуальные проблемы, затрудняющие реализацию реформ, и оперативно реагирует на них.


Развитие инвестиционной инфраструктуры

Региональный инвестиционный стандарт

Региональный инвестиционный стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.

Региональный инвестиционный Стандарт – это возможность для бизнеса влиять на решения власти. Такая возможность реализована на базе эффективной площадки для коммуникации, какой по сути является Стандарт.

В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения.



15
инвестиционных
требований
27
успешных практик
85
регионов-участников
70
регионов завершили
внедрение
Стратегия региона
Условия для бизнеса
Гарантии инвесторам

Материалы

Оценка эффективности работы региональных управленческих команд

Национальный рейтинг состояния
инвестиционного климата в субъектах
Российской Федерации

Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.

В 2014 году пилотная апробация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата прошла в 21 регионе. Ее результаты были представлены на Петербургском международном экономическом форуме – 2014 (ПМЭФ-2014). В Национальном рейтинге 2015 года приняли участие уже 76 субъектов Российской Федерации. Презентация результатов полномасштабного рейтинга состоялась в рамках ПМЭФ-2015.

Цель рейтинга

Цель рейтинга - оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата – эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона.

Задачи рейтинга

 Оценить состояние инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работу региональных властей в области его улучшения. К данным инструментам относятся федеральные и региональные нормативно-правовые акты, дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, Региональный инвестиционный стандарт, а также мероприятия, нацеленные на совершенствование инвестиционного климата.

 Выявить лучшие практики – действия региональных властей, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного климата. Рейтинг должен позволить не просто выявить регионы-носители этих практик. Аналитический отчет по результатам Рейтинга должен содержать описание самых эффективных действий региональных властей и рекомендации по их масштабированию на другие субъекты Российской Федерации.

 Мотивировать региональные власти на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации с применением лучших практик.

Структура показателей рейтинга

А. Регуляторная среда

  • Эффективность процедур регистрации предприятий
  • Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство
  • Эффективность процедур по регистрации прав собственности
  • Эффективность процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий
  • Эффективность процедур по подключению электроэнергии

Б. Институты для бизнеса

  • Эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса
  • Нагрузка на бизнес, связанная с проведением проверок
  • Степень прозрачности ведения бизнеса
  • Эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса
  • Качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса

В. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры

  • Качество и доступность инфраструктуры
  • Качество территориального планирования
  • Доступность земельных ресурсов
  • Качество и доступность финансовой поддержки
  • Качество и доступность трудовых ресурсов

Г. Эффективность поддержки МСП

  • Уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ
  • Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства
  • Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства
  • Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства


Тиражирование лучших практик

Образовательная программа по лучшим региональным управленческим практикам работы с предпринимателями и оптимизации существующих административных регламентов

По итогам пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации были выявлены лучшие региональные практики, которые описаны в отдельном сборнике. В ходе работы использовались результаты экспертных интервью с представителями органов исполнительной власти регионов-лидеров Рейтинга, а также материалы этих регионов (справки о сложившихся практиках, нормативно-правовые акты, регламенты, методические рекомендации и пр.).

Анализ и верификация описаний лучших практик проводились экспертами-предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере, замеряемой рассматриваемыми показателями. Для тиражирования выявленных лучших практик, а также для обмена опытом среди регионов организованы специальные образовательные мероприятия.

Материалы

Вверх