Развитие конкуренции
и совершенствование антимонопольной политики

О проекте

Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В дорожной карте определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.

НОВОСТИ

Array
(
    [55845] => Array
        (
            [ID] => 55845
            [~ID] => 55845
            [NAME] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля
            [~NAME] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля
            [TAGS] => НПИ, конкуренция, антимонопольная политика
            [~TAGS] => НПИ, конкуренция, антимонопольная политика
            [PREVIEW_PICTURE] => Array
                (
                    [ID] => 109664
                    [TIMESTAMP_X] => 06.07.2016 16:45:56
                    [MODULE_ID] => iblock
                    [HEIGHT] => 343
                    [WIDTH] => 515
                    [FILE_SIZE] => 132113
                    [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
                    [SUBDIR] => iblock/4ab
                    [FILE_NAME] => Depositphotos_14910309_original.jpg
                    [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_14910309_original.jpg
                    [DESCRIPTION] => 
                    [HANDLER_ID] => 
                    [EXTERNAL_ID] => 2f9a2fffa05de2678c30ff966b2f327c
                    [~src] => 
                    [SRC] => /upload/iblock/4ab/Depositphotos_14910309_original.jpg
                    [ALT] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля
                    [TITLE] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля
                )

            [~PREVIEW_PICTURE] => 109664
            [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.07.2016
            [~DATE_ACTIVE_FROM] => 06.07.2016
            [IBLOCK_ID] => 29
            [~IBLOCK_ID] => 29
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 615
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 615
            [ACTIVE_FROM] => 06.07.2016
            [~ACTIVE_FROM] => 06.07.2016
            [DETAIL_PAGE_URL] => /news/55845/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/55845/
            [DETAIL_TEXT] => 

Не может признаваться доминирующим положение индивидуального предпринимателя, а также малого предприятия, если его учредителями являются только физлица, а выручка не превышает 400 миллионов рублей в год. Такие поправки содержатся в принятом 3 июля 2016 года федеральном законе N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом нормы документа не распространяются на финансовые организации, а также субъекты естественной монополии.

Не будут признаваться антиконкурентными соглашения компаний, работающих на разных рынках, если их годовой оборот меньше 400 миллионов рублей. По мнению участников рабочей группы АСИ по развитию конкуренции, такие соглашения никак не влияют на конкуренцию и не могут ее ограничить, и эта мера позволит ФАС сконцентрироваться на контроле за крупными картельными сговорами на рынке.

Ограничения, накладываемые законом на торговые сети, больше не будут распространяться на «сеть» из двух ларьков.

Иммунитет по антимонопольным статьям закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ получат и субъекты МСП с годовой выручкой до 400 миллионов рублей.

С 250 до 400 миллионов рублей повышается порог активов в целях контроля слияний. Это означает, что для приобретения активов на сумму менее 400 миллионов рублей предпринимателю больше не потребуется предварительное согласование в ФАС. По мнению экспертов, это повысит гибкость слияний среднего бизнеса.

В законе прописана и необходимость согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок субъектов МСП. Исключение составят проверки субъектов естественных монополий. Эта норма позволит пресечь практику заказных проверок и в целом повысить их обоснованность.

«Принятый закон носит исключительно важное и целиком позитивное значение для развития бизнеса, - отмечает Алексей Ульянов, участник рабочей группы АСИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», антимонопольный эксперт Деловой России. - Снимаются избыточные барьеры и риски санкций для малого предпринимательства, расширяется свобода его действий, что, без сомнения, усилит конкуренцию и внесет вклад в преодоление негативных тенденций в экономике. Закон позволит ФАС России сконцентрироваться на крупных делах и расследованиях, что также внесет положительный вклад в состояние конкурентной среды». В то же время, подчеркивает эксперт, после мониторинга применения этого закона необходимо продолжить работу по расширению иммунитетов для всех субъектов МСП. В частности, речь идет о признании допустимыми всех видов соглашений МСП и компаний с небольшой долей на рынке - за исключением сговоров на торгах.

Проблема избыточного антимонопольного преследования субъектов МСП, которые зачастую обвинялись в «монополизме» в границах автомойки, пекарни или торгового центра, была в центре внимания на заседаниях рабочей группы АСИ по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. По мнению участников группы, удалось не только выполнить саму «дорожную карту», но и продвинуться значительно дальше в снятии избыточных административных барьеров и предпринимательских рисков. В частности, был существенным образом доработан и принят в либерализационной редакции «четвертый антимонопольный пакет», отменен уголовный состав для предпринимателей в статье 178 УК РФ. 

[~DETAIL_TEXT] =>

Не может признаваться доминирующим положение индивидуального предпринимателя, а также малого предприятия, если его учредителями являются только физлица, а выручка не превышает 400 миллионов рублей в год. Такие поправки содержатся в принятом 3 июля 2016 года федеральном законе N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом нормы документа не распространяются на финансовые организации, а также субъекты естественной монополии.

Не будут признаваться антиконкурентными соглашения компаний, работающих на разных рынках, если их годовой оборот меньше 400 миллионов рублей. По мнению участников рабочей группы АСИ по развитию конкуренции, такие соглашения никак не влияют на конкуренцию и не могут ее ограничить, и эта мера позволит ФАС сконцентрироваться на контроле за крупными картельными сговорами на рынке.

Ограничения, накладываемые законом на торговые сети, больше не будут распространяться на «сеть» из двух ларьков.

Иммунитет по антимонопольным статьям закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ получат и субъекты МСП с годовой выручкой до 400 миллионов рублей.

С 250 до 400 миллионов рублей повышается порог активов в целях контроля слияний. Это означает, что для приобретения активов на сумму менее 400 миллионов рублей предпринимателю больше не потребуется предварительное согласование в ФАС. По мнению экспертов, это повысит гибкость слияний среднего бизнеса.

В законе прописана и необходимость согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок субъектов МСП. Исключение составят проверки субъектов естественных монополий. Эта норма позволит пресечь практику заказных проверок и в целом повысить их обоснованность.

«Принятый закон носит исключительно важное и целиком позитивное значение для развития бизнеса, - отмечает Алексей Ульянов, участник рабочей группы АСИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», антимонопольный эксперт Деловой России. - Снимаются избыточные барьеры и риски санкций для малого предпринимательства, расширяется свобода его действий, что, без сомнения, усилит конкуренцию и внесет вклад в преодоление негативных тенденций в экономике. Закон позволит ФАС России сконцентрироваться на крупных делах и расследованиях, что также внесет положительный вклад в состояние конкурентной среды». В то же время, подчеркивает эксперт, после мониторинга применения этого закона необходимо продолжить работу по расширению иммунитетов для всех субъектов МСП. В частности, речь идет о признании допустимыми всех видов соглашений МСП и компаний с небольшой долей на рынке - за исключением сговоров на торгах.

Проблема избыточного антимонопольного преследования субъектов МСП, которые зачастую обвинялись в «монополизме» в границах автомойки, пекарни или торгового центра, была в центре внимания на заседаниях рабочей группы АСИ по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. По мнению участников группы, удалось не только выполнить саму «дорожную карту», но и продвинуться значительно дальше в снятии избыточных административных барьеров и предпринимательских рисков. В частности, был существенным образом доработан и принят в либерализационной редакции «четвертый антимонопольный пакет», отменен уголовный состав для предпринимателей в статье 178 УК РФ. 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Не может признаваться доминиру... [~PREVIEW_TEXT] => Не может признаваться доминирующим положение индивидуального предпринимателя, а также малого предприятия, если его учредителями являются только физлица, а выручка не превышает 400 миллионов рублей в год. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 55845 [~EXTERNAL_ID] => 55845 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 06.07.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 55845 [NAME] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля [TAGS] => НПИ, конкуренция, антимонопольная политика [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 109664 [TIMESTAMP_X] => 06.07.2016 16:45:56 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 343 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 132113 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/4ab [FILE_NAME] => Depositphotos_14910309_original.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_14910309_original.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 2f9a2fffa05de2678c30ff966b2f327c [~src] => [SRC] => /upload/iblock/4ab/Depositphotos_14910309_original.jpg [ALT] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля [TITLE] => Для малого бизнеса утвердили «иммунитеты» от антимонопольного контроля ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 06.07.2016 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Новый бизнес ) [44588] => Array ( [ID] => 44588 [~ID] => 44588 [NAME] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов [~NAME] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов [TAGS] => стандарт конкуренции, конкуренция [~TAGS] => стандарт конкуренции, конкуренция [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 97916 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 12:23:50 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 239 [WIDTH] => 360 [FILE_SIZE] => 69667 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e52 [FILE_NAME] => Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => ee49c085195a73cbe945c21578caf2ac [~src] => [SRC] => /upload/iblock/e52/Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [ALT] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов [TITLE] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов ) [~PREVIEW_PICTURE] => 97916 [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 [IBLOCK_ID] => 29 [~IBLOCK_ID] => 29 [IBLOCK_SECTION_ID] => 619 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 619 [ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 [~ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /news/44588/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/44588/ [DETAIL_TEXT] =>

Министерство экономического развития РФ внесло изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Авторы документа уточнили механизмы оценки усилий региональной власти по развитию конкуренции и поддержке проектов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП).

Уровень развития сферы государственно-частного партнерства определяется 3 основными факторами: развитием институциональной среды, нормативно-правовым обеспечением и опытом реализации проектов в сфере ГЧП. А оценка состояния конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках осуществляется на основе регионального стандарта развития конкуренции.

«Утвержденный приказ «доукомплектовывает» всю систему под названием: «Стандарт развития конкуренции», - пояснил руководитель программы АСИ, один из разработчиков данного документа Александр Слесарев.

Элементы этой системы описаны в 6 нормативных документах:

Ежегодно до 10 марта регионам предстоит направлять доклад о содействии развитию конкуренции в Агентство стратегических инициатив и Аналитический центр при Правительстве РФ. Результаты анализа полученных сведений будут направлены для утверждения итоговой оценки в Минэкономразвития России.

К реализации стандарта подключены не только региональные, но и муниципальные органы власти.

Стандарт прошел экспертизу Всемирного банка и был переведен на английский язык. «Стандарт развития конкуренции в регионах можно назвать уникальным, не имеющим аналогов в мире. В США, например, никакого единого стандарта нет, даже для отдельно взятого штата», - отметил эксперт Всемирного банка г-н Шиам Хемани.

СПРАВКА

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ) во исполнение плана мероприятий «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и утвержден распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

До конца февраля 2016 года на сайте Аналитического центра будет размещена электронная форма отчетности по показателям содействия развитию конкуренции на основе Стандарта.

[~DETAIL_TEXT] =>

Министерство экономического развития РФ внесло изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Авторы документа уточнили механизмы оценки усилий региональной власти по развитию конкуренции и поддержке проектов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП).

Уровень развития сферы государственно-частного партнерства определяется 3 основными факторами: развитием институциональной среды, нормативно-правовым обеспечением и опытом реализации проектов в сфере ГЧП. А оценка состояния конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках осуществляется на основе регионального стандарта развития конкуренции.

«Утвержденный приказ «доукомплектовывает» всю систему под названием: «Стандарт развития конкуренции», - пояснил руководитель программы АСИ, один из разработчиков данного документа Александр Слесарев.

Элементы этой системы описаны в 6 нормативных документах:

Ежегодно до 10 марта регионам предстоит направлять доклад о содействии развитию конкуренции в Агентство стратегических инициатив и Аналитический центр при Правительстве РФ. Результаты анализа полученных сведений будут направлены для утверждения итоговой оценки в Минэкономразвития России.

К реализации стандарта подключены не только региональные, но и муниципальные органы власти.

Стандарт прошел экспертизу Всемирного банка и был переведен на английский язык. «Стандарт развития конкуренции в регионах можно назвать уникальным, не имеющим аналогов в мире. В США, например, никакого единого стандарта нет, даже для отдельно взятого штата», - отметил эксперт Всемирного банка г-н Шиам Хемани.

СПРАВКА

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ) во исполнение плана мероприятий «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и утвержден распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

До конца февраля 2016 года на сайте Аналитического центра будет размещена электронная форма отчетности по показателям содействия развитию конкуренции на основе Стандарта.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Министерство экономического ра... [~PREVIEW_TEXT] => Министерство экономического развития РФ внесло изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Авторы документа уточнили механизмы оценки мер по развитию конкуренции и поддержке проектов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 44588 [~EXTERNAL_ID] => 44588 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 44588 [NAME] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов [TAGS] => стандарт конкуренции, конкуренция [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 97916 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 12:23:50 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 239 [WIDTH] => 360 [FILE_SIZE] => 69667 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/e52 [FILE_NAME] => Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => ee49c085195a73cbe945c21578caf2ac [~src] => [SRC] => /upload/iblock/e52/Depositphotos_64067899_l-2015.jpg [ALT] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов [TITLE] => Внесены изменения в методику расчета показателей для оценки эффективности губернаторов ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.02.2016 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Новости регионов ) [43848] => Array ( [ID] => 43848 [~ID] => 43848 [NAME] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства [~NAME] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства [TAGS] => конкуренция, мониторинг НПИ [~TAGS] => конкуренция, мониторинг НПИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 95619 [TIMESTAMP_X] => 14.01.2016 12:18:40 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 239 [WIDTH] => 360 [FILE_SIZE] => 55223 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/70a [FILE_NAME] => AK7C0648.jpg [ORIGINAL_NAME] => AK7C0648.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 02494e5ed901d31954fd680b01008d77 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/70a/AK7C0648.jpg [ALT] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства [TITLE] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства ) [~PREVIEW_PICTURE] => 95619 [DATE_ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 21:00:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 21:00:00 [IBLOCK_ID] => 29 [~IBLOCK_ID] => 29 [IBLOCK_SECTION_ID] => 615 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 615 [ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 21:00:00 [~ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 21:00:00 [DETAIL_PAGE_URL] => /news/43848/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/43848/ [DETAIL_TEXT] =>

12 января 2015 года на заседании рабочей группы АСИ по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики эксперты обсудили 6 разъяснений, подготовленных ФАС России по основным вопросам атимонопольного регулирования. Комментарии касаются Федерального закона Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 5 января 2016 года.

В разъяснениях даны комментарии по оценке допустимости способов ведения бизнеса доминирующими на рынке субъектами, определению монопольно высоких и низких цен. В документе уточняется практика применения антимонопольного законодательства к соглашениям компаний, достигнутым в инвестиционных и высокотехнологичных сферах деятельности. Также  поясняются особенности доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением вступившего в силу закона, и оцениваются «вертикальные» (между продавцом и покупателем) соглашения, в том числе, дилерские.

«В результате конструктивного диалога предпринимательского и экспертного сообществ с ФАС России документы, затрагивающие все аспекты коммерческой деятельности бизнеса, были существенным образом доработаны, и большинство замечаний членов рабочей группы учтены, - отмечает Алексей Ульянов, член рабочей группы АСИ. - Сняты противоречия с действующим законодательством, риски расширительной трактовки полномочий. Также нам удалось достичь согласия, что не будут регулироваться закупки частных компаний. Считаю, что работу над разъяснениями надо продолжать. В частности, важно определить критерии «существенного превышения» или «непревышения» цен (например, превышение на полпроцента или процент цены на сопоставимом конкурентном рынке считается нарушением или нет?). Это позволит создать для бизнеса «тихую гавань» - то есть четкое понимание, что его действия в установленных разъяснениями границах точно не подпадут под нарушение».

Использование документа поможет бизнесу снизить предпринимательские риски, определить допустимость коммерческих практик, а также уменьшить количество судебных ошибок.

Светлана Новоселова, руководитель направления по работе с государственными органами ППК ТехноНИКОЛЬ отметила, что разъяснения не являются нормативными правовыми актами - это формализованная позиция ФАС России по толкованию норм антимонопольного законодательства. Однако в любом случае разъяснения помогут предпринимателям в понимании требований антимонопольного законодательства и практике его применения. Разъяснения будут полезны особенно небольшим компаниям, которые не могут позволить себе содержать развернутый штат юристов.

По мнению Андрея Цыганова, заместителя руководителя ФАС России, необходима постоянная разъяснительная работа по применению антимонопольного законодательства, и данные пояснения нельзя считать исчерпывающими.

Все согласованные с рабочей группой АСИ разъяснения ФАС России будут в ближайшее время рассмотрены и утверждены Президиумом ФАС России. После этого они будут опубликованы для всеобщего доступа в Интернете.

Справка

Эксперты рабочей группы отметили, что подготовка таких разъяснений близка практике guidelines европейских антимонопольных органов. Документы разработаны с учетом судебной практики и международного опыта в рамках выполнения п. 6.3 «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», реализуемой с участием Агентства стратегических инициатив. Напомним, что в этом году реализация «дорожной карты» переходит в фазу мониторинга исполнения.

В завершении заседания руководитель рабочей группы Андрей Шаронов отметил успешные результаты 4-летней работы и вручил участникам благодарности АСИ за активное участие в мониторинге реализации дорожных карт НПИ и личный вклад в формирование благоприятного инвестклимата России. 

[~DETAIL_TEXT] =>

12 января 2015 года на заседании рабочей группы АСИ по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики эксперты обсудили 6 разъяснений, подготовленных ФАС России по основным вопросам атимонопольного регулирования. Комментарии касаются Федерального закона Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 5 января 2016 года.

В разъяснениях даны комментарии по оценке допустимости способов ведения бизнеса доминирующими на рынке субъектами, определению монопольно высоких и низких цен. В документе уточняется практика применения антимонопольного законодательства к соглашениям компаний, достигнутым в инвестиционных и высокотехнологичных сферах деятельности. Также  поясняются особенности доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением вступившего в силу закона, и оцениваются «вертикальные» (между продавцом и покупателем) соглашения, в том числе, дилерские.

«В результате конструктивного диалога предпринимательского и экспертного сообществ с ФАС России документы, затрагивающие все аспекты коммерческой деятельности бизнеса, были существенным образом доработаны, и большинство замечаний членов рабочей группы учтены, - отмечает Алексей Ульянов, член рабочей группы АСИ. - Сняты противоречия с действующим законодательством, риски расширительной трактовки полномочий. Также нам удалось достичь согласия, что не будут регулироваться закупки частных компаний. Считаю, что работу над разъяснениями надо продолжать. В частности, важно определить критерии «существенного превышения» или «непревышения» цен (например, превышение на полпроцента или процент цены на сопоставимом конкурентном рынке считается нарушением или нет?). Это позволит создать для бизнеса «тихую гавань» - то есть четкое понимание, что его действия в установленных разъяснениями границах точно не подпадут под нарушение».

Использование документа поможет бизнесу снизить предпринимательские риски, определить допустимость коммерческих практик, а также уменьшить количество судебных ошибок.

Светлана Новоселова, руководитель направления по работе с государственными органами ППК ТехноНИКОЛЬ отметила, что разъяснения не являются нормативными правовыми актами - это формализованная позиция ФАС России по толкованию норм антимонопольного законодательства. Однако в любом случае разъяснения помогут предпринимателям в понимании требований антимонопольного законодательства и практике его применения. Разъяснения будут полезны особенно небольшим компаниям, которые не могут позволить себе содержать развернутый штат юристов.

По мнению Андрея Цыганова, заместителя руководителя ФАС России, необходима постоянная разъяснительная работа по применению антимонопольного законодательства, и данные пояснения нельзя считать исчерпывающими.

Все согласованные с рабочей группой АСИ разъяснения ФАС России будут в ближайшее время рассмотрены и утверждены Президиумом ФАС России. После этого они будут опубликованы для всеобщего доступа в Интернете.

Справка

Эксперты рабочей группы отметили, что подготовка таких разъяснений близка практике guidelines европейских антимонопольных органов. Документы разработаны с учетом судебной практики и международного опыта в рамках выполнения п. 6.3 «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», реализуемой с участием Агентства стратегических инициатив. Напомним, что в этом году реализация «дорожной карты» переходит в фазу мониторинга исполнения.

В завершении заседания руководитель рабочей группы Андрей Шаронов отметил успешные результаты 4-летней работы и вручил участникам благодарности АСИ за активное участие в мониторинге реализации дорожных карт НПИ и личный вклад в формирование благоприятного инвестклимата России. 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => 12 января 2015 года на заседании... [~PREVIEW_TEXT] => 12 января 2015 года на заседании рабочей группы АСИ по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики эксперты обсудили 6 разъяснений, подготовленных ФАС России по основным вопросам совершенствования антимонопольного регулирования. Комментарии касаются Федерального закона Российской Федерации от 5 октября 2015 г. №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 5 января 2016 года. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 43848 [~EXTERNAL_ID] => 43848 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 43848 [NAME] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства [TAGS] => конкуренция, мониторинг НПИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 95619 [TIMESTAMP_X] => 14.01.2016 12:18:40 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 239 [WIDTH] => 360 [FILE_SIZE] => 55223 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/70a [FILE_NAME] => AK7C0648.jpg [ORIGINAL_NAME] => AK7C0648.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 02494e5ed901d31954fd680b01008d77 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/70a/AK7C0648.jpg [ALT] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства [TITLE] => ФАС России подготовила разъяснения по основным положениям антимонопольного законодательства ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 13.01.2016 21:00:00 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Новый бизнес ) )

Контрольные показатели

2018
2014
2012

Системные мероприятия

2,6
3,9
5,2
Количество новых предприятий на 1000 человек New business density
24%
35%
51%
Оценка состояния конкурентной среды Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год
3,6
2,7
2,0
Индекс развития конкурентной среды
38
32
22
Рейтинг Российской Федерации Доля хозяйствующих субъектов
2018
2014
2012

Отдельные рынки

30%
40%
100%
1. Рынок лекарственных препаратов Доля фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля за качеством лекарственных средств
40%
45%
55%
4. Рынок услуг связи Доля населения, имеющего возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем двумя операторами, на территории субъекта РФ
29
35
45
2. Рынок медицинских услуг Количество субъектов РФ, перешедших на полный тариф оплаты отдельных видов медицинской помощи, в том числе в части расходов инвестиционного характера и расходов на оборудование соимостью свыше 100 тыс. руб.
79350
81500
85000
5. Рынок услуг дошкольного образования Численность воспитанников негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
4,53
5,53
6,53
3. Рынок авиаперевозок Объем внутренних межрегиональных перевозов, млн. пассажиров
10,2%
>10%
>10%
6. Рынок нефтепродуктов Объем биржевой торговли нефтепродуктами

Материалы мониторинга

  • Дорожная карта
  • Протоколы
  • Нормативно-правовые акты
  • Отчеты
Название
Дата
Материалы к заседанию рабочей группы 8 октября 2014
По пункту 2 и 8 Рынок услуг дошкольных организаций
По пункту 7.2 Системные меры
По пункту 5 Рынок медицинских услуг
По пункту 4 Рынок лекарственных препаратов
Об исключении пункта 6.1 Системные меры
По пунктам 3, 4, и 5 Рынок услуг связи
02.10.2014
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
14.04.2014
18.03.2014
База знаний рабочей группы
Презентации BCG
Мониторинг реализации плана мероприятий ДК по Конкуренции по состоянию на 13-12-2013 г
Краудсорсинг
К заседанию рабочей группы 24 декабря 2013
Дополнительные материалы к заседанию РГ Развитие конкуренции 20 февраля 2014
Дополнительные материалы к заседанию РГ Развитие конкуренции 17 февраля 2014
Аналитические материалы участников РГ
Протокол заседания рабочей группы
12.01.2016
Протокол заседания рабочей группы
30.11.2015
Протокол заседания рабочей группы
22.10.2015
Протокол заседания рабочей группы
14.09.2015
Протокол заседания рабочей группы
31.08.2015
Протокол заседания рабочей группы
23.06.2015
Протокол заседания рабочей группы
19.06.2015
Протокол заседания рабочей группы
10.06.2015
Протокол заседания рабочей группы
26.05.2015
Протокол заседания рабочей группы
20.04.2015
Протокол заседания рабочей группы
19.03.2015
Протокол заседания рабочей группы
10.03.2015
Протокол заседания рабочей группы
12.02.2015
Протокол заседания рабочей группы
29.01.2015
Протокол заседания рабочей группы
28.01.2015
Протокол заседания рабочей группы от 5 декабря 2014
11.12.2014
Протокол заседания рабочей группы
01.12.2014
Протокол заседания рабочей группы
24.11.2014
Об утверждении состава рабочей группы по мониторингу хода реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), направленного на улучшение инвестиционного климата в России
141631146018.11.2014
Протокол заседания рабочей группы
29.10.2014
Материалы к заседанию рабочей группы
141415100324.10.2014
Повестка заседания рабочей группы 29 октября 2014
24.10.2014
Протокол заседания рабочей группы от 8 октября 2014 №011-АВШ
23.10.2014
02.10.2014
Протокол заседания рабочей группы 4 сентября 2014
08.09.2014
Письмо Минюста России от 14 августа 2014 года от 07/72605-ДА к пункту 4 плана мероприятий дорожной карты
140955312001.09.2014
Письмо Минюста России от 22 августа 2014 года от 07/75562-ДА к пункту 7 плана мероприятий дорожной карты
140921747628.08.2014
Протокол заседания рабочей группы 20 августа 2014
22.08.2014
Протокол заседания рабочей группы 11 июня 2014
16.06.2014
Мониторинг реализации плана мероприятий («дорожной карты») по конкуренции
139982373611.05.2014
Протокол заседания рабочей группы мониторинга хода реализации дорожной карты
28.04.2014
139687898207.04.2014
О проекте поправок Правительства РФ к проекту Федерального закона №246965-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ
139660729304.04.2014
Протокол заседания рабочей группы мониторинга хода реализации дорожной карты
19.03.2014
Дополнительные материалы к отчету о мониторинге реализации плана мероприятий дорожной карты
139471610213.03.2014
Протокол №2 заседания рабочей группы Экономического Совета при Президенте РФ по НПИ от 5 февраля 2014 года
13.03.2014
Приложение № 1 к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (перечень социально-значимых рынков)
139325633424.02.2014
139288435820.02.2014
139262512217.02.2014
Письмо Минюста России от 28.01.2014 № 0716227-ДА об изменении срока выполнения пункта 7 плана мероприятий дорожной карты
139169018506.02.2014
Письмо Аппарата Правительства РФ от 28.01.2014 №П9-3441 о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 103,107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации"
139168902506.02.2014
Протокол заседания рабочей группы от 17 января 2014 года
17.01.2014
О мониторинге реализации плана мероприятий и предлагаемых изменениях в антимонопольное законодательство
138977995415.01.2014
138756027620.12.2013
Мониторинг реализации плана мероприятий дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" по состоянию на 13 декабря 2013 года
138746657519.12.2013
Протокол заседания рабочей группы от 28 ноября 2013 года
28.11.2013
Письмо общероссийской общественной организации "Деловая Россия" №1420 от 8 ноября 2013 о предложениях по включению новых мероприятий в Дорожную карту
138442292714.11.2013
Приложение. Предложения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по включению новых мероприятий в Дорожную карту
138442263114.11.2013
Протокол заседания рабочей группы от 6 ноября 2013 года
06.11.2013
Презентация к докладу «О концепции регулирования мультисервисных сетей и подходах к организации межоператорского взаимодействия, не допускающего искажение конкуренции и дискриминации отдельных технологий»
138365417605.11.2013
Текст доклада «О концепции регулирования мультисервисных сетей и подходах к организации межоператорского взаимодействия, не допускающего искажение конкуренции и дискриминации отдельных технологий»
138365408705.11.2013
Протокол заседания правительственной комиссии по связи от 30.09.2013 №1
05.11.2013
Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции
138151289911.10.2013
Письмо наицональной Ассоциации институтов закупок №BG-325/10 от 03.10.2013 о программе "Антитраст по-европейски"
138151284411.10.2013
Письмо Минкомсвязи России от 01.10.2013 №АВ-П12-13734 о выполнении пункта 2 раздела 4 плана мероприятий
138151275011.10.2013
Письмо Минэкономразвития России от 9.08.2013 №Д05и-1031 о реализации плана мероприятий дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"
137840195305.09.2013
Минкомсвязь России. Тезисы концепции развития мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации (проект)
137840156705.09.2013
Минтранс России. Протокол от 25.07.2013 №ВО-43 о доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации" в части установления невозвратных тарифов.
137840098205.09.2013
Письмо ФСТ России от 17.07.2013 №ОА-7057/18 о реализации пункта 4 Плана менроприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции
137839966105.09.2013
Письмо ФСТ России от 22.07.2013 №ОА-7240/18 о реализации пункта 4 Плана менроприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции
137839783105.09.2013
Письмо Минэкономразвития России от 23.07.2013 №15084-СБ/Д07и о снижении платы за абонентскую линию при оплате услуг местной телефонной связи
137839666105.09.2013
Материалы к отчету о реализации плана мероприятий дорожной карты
137362054812.07.2013
Письмо Минэкономразвития России от 12.04.2013 №Д05и-509 О рассмотрении предложений НП "НАИЗ" и совершенствовании антимонопольного законодательства
136872174516.05.2013
Комментарии участников мониторинга к замечаниям ФАС по отдельным пунктам дорожной карты
135238464008.11.2012
Результаты опроса о нижнем пороге доминирования и о показателях оценки конкурентной среды. Октябрь 2012
135238446008.11.2012
135238440008.11.2012
Резюме краудсорсинг-проекта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Сентябрь 2012
135238428008.11.2012
Результаты опроса по мероприятиям ДК подтемы «Совершенствование деятельности ФАС», пункта 1.1. «Повышение независимости органов ФАС»
135238270208.11.2012
Список предложений с примерами мировых практик по теме: «Досудебная практика урегулирования споров»
135238194008.11.2012
Список предложений с примерами международных практик запретов, вводимых для работников ФАС
135238180408.11.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
30.10.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
17.10.2012
Материалы BCG к заседанию рабочей группы: Лучшие мировые практики тарифного регулирования
135031218015.10.2012
Материалы BCG к заседанию рабочей группы: Лучшие мировые практики регулирования естественных монополий
135031200015.10.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
15.10.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
10.10.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
09.10.2012
Протокол встречи рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
01.10.2012
Проект протокола встречи рабочей группы
28.09.2012
Проект протокола встречи рабочей группы
26.09.2012
Материалы BCG к заседанию рабочей группы: Реформа конкурентной среды в Австралии 1995-2006 гг.
134849710224.09.2012
Проект протокола встречи рабочей группы
19.09.2012
Проект протокола встречи рабочей группы
14.09.2012
Материалы заседания рабочей группы от 31 июля 2012 года
134372784031.07.2012
Протокол встречи рабочей группы от 31.07.2012
31.07.2012
Материалы BCG к заседанию рабочей группы: Примеры мировых практик
134339976027.07.2012
Протокол встречи рабочей группы от 17.07.2012
18.07.2012
Название
Дата
материалов нет
Название
Дата
Отчет о реализации плана мероприятий дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» по состоянию на 31 марта 2014 г.
139688985707.04.2014
Отчет о реализации плана мероприятий дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» по состоянию на 7 марта 2014 г.
139471830013.03.2014
Отчет о реализации мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» по состоянию на 10 января 2014 г.
138978916915.01.2014
О реализации плана мероприятий дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствования антимонопольной политики» за январь-декабрь 2013 г.
138934932010.01.2014
Отчет о реализации плана мероприятий дорожной карты "Разыитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"
138004272124.09.2013
Отчет о реализации плана мероприятий дорожной карты "Разыитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" по состоянию на 10 сентября 2013
137941179717.09.2013
Отчет о реализации мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» за январь - июль 2013 г.
137749589826.08.2013
Сводный отчет о реализации мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» за январь - июнь 2013 г.
137365203712.07.2013
Отчет о реализации мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
136872211316.05.2013
Название
Дата
материалов нет

Рабочая группа

Шаронов Андрей Владимирович

Руководитель рабочей группы

Ректор Московской школы управления СКОЛКОВО

Янин Дмитрий Дмитриевич Заместитель руководителя рабочей группы
Председатель правления НП «Конфедерация прав обществ потребителей»

Аллилуева Ольга Геннадьевна ФСТ России, заместитель руководителя

Белавенцев Илья Александрович Минтранс России, заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации

Бурлис Стефан Александрович Руководитель направления управления по взаимодействию с Федеральным Собрание Российской Федерации ОАО «Газпром Нефть»

Ветрова Алина Владимировна Вице-президент Ассоциации региональных банков России

Власов Александр Сергеевич Руководитель проекта Департамента мониторинга предпринимательских инициатив, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (координатор дорожной карты)

Войниканис Елена Анатольевна Ведущий эксперт НП «Объединение корпоративных юристов»

Войченко Сергей Витальевич Руководитель направления Департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС»

Волчкова Наталья Александровна Профессор энергоэкономики имени компании «ЭксонМобил» Российской экономической школы

Гудков Александр Георгиевич Генеральный директор НП «Совет по товарным рынкам»

Гусельников Константин Сергеевич ООО «Фининвестконсалтинг»
Генеральный директор, член НП "Клуб лидеров"

Дмитриев Виктор Александрович Генеральный директор НП «Ассоциация российских фармацевтических производителей»

Домбровский Юрий Анатольевич Президент НП «Ассоциация региональных операторов связи»

Емелин Андрей Викторович Председатель Правления НП «Национальный платежный совет»

Ермакова Юлия Михайловна ФАС России, заместитель начальника Управления контроля в социальной сфере

Золотухина Татьяна Валерьевна Минэнерго России, заместитель директора Департамента государственной энергетической политики

Игнатьева Нелли Валентиновна Исполнительный директор ассоциации РААС

Казаков Александр Иванович Управляющий партнер ЗАО «Сирин Авиацион»

Колесников Сергей Анатольевич Общественный омбудсмен по антимонопольному законодательству, президент ГК «ТехноНиколь»

Колотилова Ольга Николаевна Минпромторг России, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности

Крупнов Александр Евгеньевич Президент НП «Инфокоммуникационный Союз»

Кулик Ярослав Владимирович Руководитель антимонопольной практики юридической компании «Арт де Лекс»

Лагаева Валентина Петровна Заместитель директора департамента правового обеспечения ОАО «Ростелеком»

Ларионова Анастасия Сергеевна Правительство Москвы
Начальник Управления по обеспечению деятельности Штаба по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве

Максимов Сергей Васильевич ФАС России, заместитель начальника Правового управления

Мальцан Анатолий Леонидович Член Комитета по развитию конкуренции РСПП, руководитель направления по работе с федеральными органами исполнительной власти

Мишеловин Владимир Борисович ФАС России, начальник Управления контроля органов власти

Нестеренко Александра Константиновна Президент НП «Объединение корпоративных юристов»

Остарков Николай Александрович Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Попов Андрей Николаевич Руководитель аппарата Московской Торгово-промышленной палаты

Рего Андрей Викторович Директор департамента управления регуляторными рисками ОАО «МТС»

Рутенберг Дмитрий Анатольевич ФАС России, начальник Управления контроля транспорта и связи

Савина Дарья Юрьевна ФАС России, заместитель начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса

Самков Евгений Александрович Минтранс России, начальник отдела координации, анализа и прогнозирования Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта

Семин Илья Николаевич Вице-президент, руководитель Исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Ситников Александр Александрович Партнер, управляющий директор юридической фирмы VEGAS LEX

Степаненко Кирилл Алексеевич Минкомсвязь России, директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи

Тормагова Юлия Александровна Руководитель группы – представитель юридической компании VEGAS LEX

Ульянов Алексей Сергеевич Член комитета «Деловой России» по  совершенствованию механизма конкурентных закупок, директор по развитию НП по развитию торгово-закупочной отрасли «Национальная ассоциация институтов закупок»

Фонарева Наталья Евгеньевна Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности

Целикова Лариса Владимировна ФАС России, заместитель начальника аналитического Управления

Цыганов Андрей Геннадьевич ФАС России, заместитель руководителя

Чернышев Игорь Владимирович Исполнительный директор НП «Совет по товарным рынкам»

Шадрина Ольга Владимировна Директор НП «Ассоциация дошкольных организаций Краснодарского края»

Шубин Станислав Александрович Заместитель директора по развитию рынков электроэнергетики НП «Совет производителей энергии»

Показать всех

ВОВЛЕЧЕННЫЕ СТОРОНЫ


Вверх