На обсуждение вынесена новая редакция «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

29 января в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы по мониторингу хода реализации «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина, ее реализацию нужно завершить до 2015 года (ранее устанавливался конечный срок – 2018 год). 

Уже разработан проект новой редакции дорожной карты, в котором содержится целый ряд новаций. 

Так, Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила не только исключить из законодательства требование о предварительной оплате уставного капитала, но и увеличить срок его оплаты после регистрации юридического лица с 2 до 4 месяцев.  

«Действительно для целей рейтинга Doing Business эти 4 месяца важны», - отметил глава рабочей группы Глеб Архангельский. Не менее важная мера – отмена обязательной печати для юридических лиц. Но это не должно стать просто декларацией. 

«Нам нужно посмотреть на «выкорчевывание» этой печати из разных мест. Что я имею в виду? Например, на одном из обсуждений упоминалась трудовая книжка. Вдруг есть какая-нибудь инструкция какого-нибудь Минтруда от 1939 года, которая предполагает печать? И если нанимаешь сотрудника на работу, то, получается, печать нужна. В этом случает ее отмена будет формальной. А наша задача не столько продвинуться в рейтинге Doing Business, сколько облегчить жизнь предпринимателям», - поясняет Глеб Архангельский

Наиболее дискуссионным стал вопрос о доставке документов от регистрирующего органа. Дорожной картой предусмотрено, что заявитель может получать регистрационные документы через любую организацию. 

«Мы, безусловно, будем размещать на сайте перечень таких организаций по доставке документов, с указанием регионов и с конкретными формами, с которыми они работают», - отметил Виталий Колесников, начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России, заместитель руководителя рабочей группы. 

Однако у представителей бизнеса возникли вопросы относительно самой процедуры взаимодействия с госорганами. «Не видно механизма выбора той организации, которая будет делать доставку. Я должен где-то поставить отметку о том, что я не хочу «Почтой России» получать документы? Как будет строиться взаимодействие между мной как заявителем и ФНС России, чтобы мы друг друга поняли?» – поинтересовался заместитель директора ООО «Юридическое бюро «Константа» Алексей Смирнов

В ФНС  полагают, что вряд ли будет изменяться форма заявления. «Информация о компании, которой доверяет заявитель, может быть указана и в письме, и в расписке, когда подаются документы, где угодно», - прокомментировала начальник отдела организации государственной регистрации юридических и физических лиц Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Светлана Федченко

Глеб Архангельский предложил к следующему заседанию рабочей группы проработать техническую часть этого вопроса. Корректируя дорожную карту, ФНС предложила исключить из нее пункт по использованию института «регистрационных агентов» (которыми вправе выступать банки и нотариусы) в части приема и дальнейшей передачи документов на государственную регистрацию в регистрирующий орган. 

«Этот пункт появился по настоянию Сбербанка, который видел себя в качестве этого агента. Но мы не видим возможности его реализации в рамках этой дорожной карты», - отметил Виталий Колесников

У представителей бизнеса мнения разделились. «На мой взгляд, данный пункт можно исключить из дорожной карты. Я боюсь всех посредников между бизнесом и госорганами. Мне кажется, что взаимодействие напрямую более эффективно. Именно над этим и нужно работать в рамках этой дорожной карты, - высказалась генеральный директор ООО «Профдело» Татьяна Никанорова

«Если мы говорим о том, чтобы упрощать жизнь бизнесу, то этот пункт интересен. Дело в том, что открывая тот или иной бизнес, человек задает вопрос, где у него будет расчетный счет? И он обязательно идет в банк. Я за то, чтобы попробовать этот пункт проработать», - возразил заместитель директора ООО «Юридическое бюро «Константа» Алексей Смирнов

Глеб Архангельский предложил доработать проект новой редакции с учетом состоявшегося обсуждения к следующему заседанию рабочей группы, которое состоится 5 февраля 2014 года.