Технические средства реабилитации: анализ рынка, проблемы и возможности

29 июля генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин и заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб провели совещание, посвященное анализу рынка оборудования и изделий, в том числе, технических средств реабилитации (ТСР) для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями по здоровью и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В совещании приняли участие представители Минтруда России, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), ГК «Ростехнологии»Фонда «Сколково», департамента социальной защиты населения города Москвы, а также российские производители.

Участники совещания выделили ряд системных проблем и ограничений, связанных с разработкой, организацией производства, сбыта и постпродажного обслуживания продукции, предназначенной для лиц с ограниченными возможностями и пациентов, находящихся на реабилитации.

Рынок производителя и рынок потребителя

Главный тезис дискуссии заключается в том, что российский рынок формируется исключительно через процедуры госзаказа и госзакупок, которые не предусматривают участия самого потребителя в цепочке коммуникации с поставщиком. В случае, когда средство реабилитации не подходит конечному потребителю, а, как отмечают участники совещания, такие ситуации возникают довольно часто, процедура возврата и обмена приобретенной через процедуру госзакупок продукции настолько сложна и забюрократизирована, что пациенты сами от нее отказываются.

Генеральный директор ООО «Обсервер» Роман Аранин, говоря о проблемах, с которыми вынужден сталкиваться конечный потребитель,отметил, что в настоящее время государственные закупки занимают не менее 85% рынка, и лишь оставшиеся 15% приходятся на прямые закупки (самостоятельно или через спонсоров).

Оборудование и технические средства реабилитации требуют индивидуальной настройки под потребителя, «а нам предлагают для всех закупать резиновые сапоги 45 размера», - поясняет генеральный директор АНО «КАТАРЖИНА» Андрей Елагин.

Более того, «участвуют в торгах не производители, а, по большей части, поставщики. Они научились делать заявки, которые полностью соответствуют требованиям», - говорит заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы Игорь Гордеев.

Генеральный директор ООО «ОТТО БОКК Мобилити» Андрей Костин считает, что рынка высокотехнологичной продукции для инвалидов в России вообще не существует: «Что такое 100 единиц в год? На таком объеме серийное производство организовать практически невозможно. Определяющим драйвером здесь является система закупок для государственных и муниципальных нужд. Но это контракт в интересах третьего лица, а конечный потребитель и специалисты отделены от принятия решений. Решения принимаются чиновниками через аукционы. Так можно закупать, например, бензин или офисную бумагу, но как только мы выставляем на аукцион заказ на высокотехнологичное изделие, рынок разваливается».

Поддержка инноваций и льготы для высокотехнологичных производств

Вице-президент, исполнительный директор кластера биомедицинских технологий (БМТ) Фонда «Сколково» Кирилл Каем отметил, что из 250 проектов резидентов кластера БМТ, всего 5 связаны с разработкой средств для реабилитации.

«Часть из них имеет прикладной характер, часть имеет глубинный научный характер. Можно говорить о проектах, которые связаны к экзоскелетами, у нас есть несколько разработок, связанных с нейрокомпьютерными интерфейсами, и, вероятно, эта тема дальше будет развиваться, есть системы комплексной диагностики. И я бы хотел сообщить производителям, которые работают в данной области, что у нас есть неиспользованные ресурсы для того, чтобы инновации в зоне реабилитации поддерживать, развивать, финансировать, предоставлять всевозможные льготы, и мы будем очень рады видеть как можно больше таких проектов. Надо при этом совершенно четко понимать, что мы можем поддерживать НИОКР и НИР. Мы не можем поддерживать производственные моменты, но когда проект доходит до необходимости производственного внедрения, мы совместно с различными институтами развития, в том числе с ЦИР Правительства Москвы и с Минпромторгом России, пытаемся найти того производителя, который готов подхватить инновационную разработку и дальше внедрять ее в производство. У нас есть возможности, в том числе и финансовые, поддерживать производителя, который готов выделять инновационные группы в компании, и развивать их. И второе, что важно для Фонда - это создание инструментария, который позволяет для заказчика, а во многих случаях у нас и заказчиком, и плательщиком является государство, доносить те инновационные разработки, которые уже находятся на стадии внедрения, до населения. Чтобы производитель был заинтересован в том, чтобы подхватить этот инновационный проект и запустить в производство, понимая, что спрос на него будет обеспечен», - сообщил представитель Фонда «Сколково».

Генеральный директор Ассоциации организаций оборонно-промышленного комплекса производителей медицинских изделий и оборудования (АПМИ ОПКАлександр Смирнов подчеркнул, что у российских компаний есть возможность производить высокотехнологичную продукцию, настроенную под конкретные потребности клиента. Но при этом существует ряд ограничений, препятствующих повышению эффективности производства ТСР. Прежде всего, речь идет о техническом регулировании и стандартизации инновационной продукции. 

Отдельный вопрос, который требует, по его мнению, особого внимания, поддержка развития собственной электронной компонентной базы для ТСР: «Что значит произвести средства реабилитации? Это новые материалы, новые комплектующие, новая компонентная база, новые стандарты производства и технологии подготовки специалистов… Если мы говорим о нейроинтерфейсе, то тут речь должна идти, прежде всего, о развитии собственной электронной компонентной базы. В настоящее время иностранные производители компонентов для средств реабилитации освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин. Надо, чтобы производители комплектующих, которые производятся на территории России, тоже не облагались налогами».

«Дорожная карта» развития рынка оборудования и изделий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями по здоровью и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию


Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин предложил структурировать задачи по развитию отрасли на отдельные сегменты и подготовить черновик «дорожной карты». 

«Тут и проблема учета, и проблема классификации, и проблема взаимодействия с органами социальной защиты, Минпромторгом - в части поддержки производства. Если эта поддержка нужна, то в какой форме: кредитование, гранты и т.д. Учет мнения клиента, соответственно, мы выходим на сюжет общественных советов при заказчиках. И это реально тянет на «дорожную карту», потому что я, услышав все, что здесь обсуждалось, понимаю, что рынок маленький, с большим давлением госзаказа и со всеми издержками. Как здесь отметили, 9 млрд. рублей - весь рынок, если 85% - это госзаказ, получается, что живых денег от населения всего 1,5 - 2 млрд. рублей. И конечно, под эти 1,5-2 млрд. рублей сложно создавать сервисы на примере Яндекс-маркета, где просто декларации производителей приводятся, там нет аудита этих деклараций, даже такого уровня информации у нас нет в этой сфере», - отмечает Дмитрий Янин.

«Практика АСИ по любой из отраслей показывает, что получается там, где есть отраслевое объединение, где люди четко формулировали не личные потребности, а потребности отрасли в развитии. И это, похоже, одно из базовых условий», - подчеркнул генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

Стандарт качества жизни для людей с ограниченными возможностями

Директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский предложил при разработке механизмов поддержки и развития отрасли сконцентрироваться на потребителе: «Действительно, одна большая плоскость, которую мы сегодня обсудили, это - работа предпринимателей, работа индустрии. Для развития этой работы нужны отраслевые объединения и саморегулируемые организации. Другая сторона – это то, что потребности обычных людей сегодня и механизм работы нашей государственной системы – это просто два разных мира. Мы говорили о конкурсах и аукционах, о технологии госзаказа, о продвижении продукции, пытаемся отдельными ниточками это сшить, но это очень сложно и на это нужны годы. Я думаю, мы даже должны говорить не столько о «дорожной карте», сколько о стандарте современного качества жизни для людей с ограниченными возможностями, который бы сегодня заменил то, что является типовой практикой для работы наших органов социальной защиты, в первую очередь, и других служб, которые работают на региональном уровне. Мы понимаем, что возможность производить средства реабилитации есть, что на них есть заказ, есть потребность, но практику и механизмы поддержки, заказа, обучения и адаптации людей – вот это каким-то образом было бы неплохо описать и, может быть, на нескольких регионах обкатать «пилот», а потом это сделать общероссийским стандартом».

Межотраслевая кооперация

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб поддержал идею структурирования задач на отдельные сегменты и отметил, что даже в рамках действующих механизмов развития отраслей можно создавать благоприятные условия для лиц с ограниченными возможностями.

«В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы» Министерством реализуются 20 НИОКР, которые имеют высокую социальную значимость и охватывают весь спектр изделий для травматологии и сосудистой хирургии. В их числе проекты по созданию производств высокотехнологических и инновационных медицинских изделий, предназначенных для возращения ранее утраченных жизненных функций инвалидов путем протезирования и ортезирования: экзоскелетов, роботизированных протезов и т.д.», - пояснил замглавы Минпромторга России.

Сергей Цыб выделил 3 основных статьи Конвенции ООН по правам инвалидов: доступность, индивидуальная мобильность и информационные ресурсы. Это 3 блока, где Министерство, в рамках своих полномочий, проводит наиболее активную работу. 

«Приведу несколько примеров по доступности – в рамках статьи Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями и индивидуальной мобильности. Поэтому разработка, сертификация и эксплуатация авиационной техники в РФ производится с учетом этих требований.

Если говорить, например, про автотранспорт, и во многом это зависит от возможностей субъектов РФ, так как они определенную политику вырабатывают с точки зрения закупок, автобусы низкопольные и среднепольные с местами для инвалидов-колясочников и пандусом для людей с ограниченными возможностями сейчас поставляются исключительно в соответствии с требованиями заказчика. И, как правило, вопросы удобства пассажиров решают муниципальные транспортные предприятия, и в этом плане любые модификации, как в части электролифтов, которые могут устанавливаться на любые виды автобусов, как в части механических аппарелей откидных, они устанавливаются только на низкопольные автобусы, но в любом случае производители готовы компоновать практически любую модельавтобуса. Надо говорить сразу о том, что и цена таких изделий, к сожалению, сразу возрастает, и, по нашим оценкам, цена, например, на низкопольные автобусы в 2-3 раза выше, чем на обычный автобус. И это тоже надо учитывать. Обязательность наличия таких механизмов в пассажирских автобусах на законодательном уровне не определена. Это все заложено в соответствующих ГОСТах, которые носят рекомендательный характер, и обязательности этих требований в законодательстве у нас нет.

Если, например, говорить о других отраслях, в лесопромышленном комплексе те предприятия, которые относятся к мебельной отрасли, сегодня имеют все возможности, и технические, и опыт работы со специальными характеристиками под требования заказчика при соблюдении действующих стандартов. Кроме того, осуществляется, например, одно из направлений – постройка малоэтажного деревянного домостроения, и все это направление практически связано с постройкой домов, которое адаптировано для лиц с ограниченными возможностями», - сообщил Сергей Цыб.

Структура рынка медицинских изделий для людей с ограниченными возможностями (4 основных сегмента): средства для облегчения мобильности; средства для ухода, медицинская мебель и оборудование; средства для улучшения зрения и чтения; средства для улучшения слуха.

Перечень технических средств реабилитации:
  • трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;
  • кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные;
  • протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы;
  • ортопедическую обувь;
  • противопролежневые матрацы и подушки;
  • приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;
  • специальную одежду;
  • специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;
  • собак-проводников с комплектом снаряжения;
  • медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;
  • сигнализаторы звука световые и вибрационные;
  • слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;
  • телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;
  • телефонные устройства с текстовым выходом;
  • голосообразующие аппараты;
  • специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники);
  • абсорбирующее белье, памперсы;
  • кресла-стулья с санитарным оснащением.