Максим Загорулько: Никаких проблем, только возможности

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области о том, кто мешает, а кто поддерживает сегодня бизнес в регионе, и как «воспитать» успешного коммерсанта.

Главным человеком в стране должен стать предприниматель, считает липецкий бизнес-омбудсмен Максим Загорулько. Главный аргумент уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области (на общественных началах) – именно на малый бизнес делают ставку власти как на реальный инструмент развития и как на опору экономики. Сейчас в условиях кризиса экспортно-ориентированные предприятия теряют рынки сбыта. Плюс обмен экономическими санкциями между Россией, Евросоюзом и США. Страна, как и наш регион, могут выжить в большей степени за счет малого бизнеса.


- Когда речь идет о том, что бюджет страны или региона должен в большей степени формироваться за счет малого бизнеса и предпринимательства, я это понимаю так – для бизнеса будут созданы условия, стимулирующие любого человека заниматься собственным делом, - считает Максим Загорулько. – То есть предусмотрена господдержка, предприняты меры, ликвидирующие разного рода препоны.


  • Бизнес-дипломатия


Липецкая область, по оценке бизнес-омбудсмена, в этом отношении выглядит куда привлекательнее многих других регионов страны. В составленном Лабораторией исследований общественного мнения рейтинге область вошла в первую десятку регионов, заняв шестое место по степени дружественности власти бизнесу. Аналитический центр Группы Внешэкономбанка присвоил Липецкой области наивысший индекс качества условий для малого и среднего предпринимательства по результатам за 2011 – 2012 годы. По объёму инвестиций на одно малое предприятие область занимает первое место в ЦФО. И еще немного цифр. Доля малого бизнеса в региональном бюджете составляет 13 процентов, а в валовом региональном продукте – 21 процент.


- Конструктивный диалог с властью – это норма, - считает Максим Загорулько. – Институт уполномоченного по правам предпринимателей и создан для того, чтобы наладить дипломатическое, если можно так выразиться, взаимодействие между бизнесом и властью. Как на федеральном, так и региональном уровне. Проще всего вытащить транспаранты и выйти на улицы. Сложнее, но куда более эффективнее добиваться шаг за шагом принятия действенных мер по созданию условий для малого бизнеса. Сегодня администрация Липецкой области ведет активную работу по взаимодействию с предпринимателями. Глава региона Олег Королев проводит постоянные встречи с бизнес-сообществом, всегда контролирует исполнение программ и открыт к предложениям, направленным на развитие бизнеса.


Сегодня в Липецкой области существуют более 20 видов поддержки предпринимательства со стороны властей. В денежном выражении – это около полумиллиарда рублей в год в структуре помощи малому бизнесу. Эти меры плюс снижение страховых взносов, размер которых еще год назад заставил многих предпринимателей свернуть свой бизнес, сказались на количестве вновь создаваемых в регионе малых предприятий. По итогам первого полугодия 2014 года появилось 3813 новых малых предприятий. В то же время закрылось 2538. То есть прирост более чем в одну тысячу.


  • Бизнес-философия


Снижение страховых взносов – действительно одна из серьезных в последние годы «поблажек» для бизнеса. Предприниматели часто говорят о карательном характере нашего законодательства в отношении бизнеса, серьезной налоговой нагрузке и «драконовских» предложениях нашей банковской системы. Как результат – увод прибыли в тень, серые зарплаты и масса долгов перед банками.


- По моему мнению, у нас довольно обширная законодательная база, позволяющая нормально работать. Да, у нас очень непростая ситуация по налогам, но даже в этих условиях можно и нужно работать. Надо думать об эффективной организации своего бизнеса, оптимизации производства и прочих способах успешно строить свое дело. У нас очень любят слово «проблема». Давайте заменим его на «возможность», - призывает Максим Загорулько. - Увидите, как поменяется смысл фразы – у нас нет проблемы, а есть возможность что-то изменить.


Также не стоит сидеть и горевать на тему высокой стоимости банковских кредитов, считает липецкий бизнес-омбудсмен.


- Мы живем в лучшие времена. Вспомните 90-е, когда практически весь бизнес был криминальным и строился по криминальным законам. Сегодня есть возможность взять кредит, пусть и дорогой. Причем ситуация меняется с каждым днем – рынок переполнен предложениями банковских услуг, бизнес, как правило, рассредоточен по коммерческим структурам, поэтому идет борьба за клиента и, соответственно, предлагаются более выгодные условия. Раньше банки вообще не рассматривали возможность предоставления заемных средств на старт-апы. Теперь же вкладываются уже и в бизнес-идеи, - отмечает уполномоченный по правам предпринимателей.


  • Бизнес-мотивация


Фактически сегодня отсутствие первоначального капитала – уже не повод сразу отказываться от создания собственного дела, утверждает Максим Загорулько.


- Это надуманный стереотип. Если есть хорошая идея, все возможно, в том числе и найти инвестора или взять кредит в банке. Вопрос в другом. Нужна инициатива от самого человека плюс обучение его азам предпринимательства. Вот сидит человек охранником в каком-нибудь супермаркете, а у него золотые руки – починить, пришить, словом, любая компетенция. Он мог бы открыть павильон, лавку, магазинчик небольшой, как в Европе. У нас же процентов 70 ходят на нелюбимую работу, вечно недовольны.


Поэтому сегодня липецкий бизнес-омбудсмен активно «продвигает» такое направление в своей работе, как бизнес-тренинги.


- Какой вуз преподает основы предпринимательства, ведения бизнеса? А в какой школе есть предмет «успех»? У нас школа называется средней, и никто не учит прыгать выше среднего. Нам же с детства рассказывают об отсутствии возможностей. Не влезай – убьет. Поэтому мы учим, прежде всего, молодежь, не бояться, действовать. Тому же охраннику в супермаркете нужно рассказать, как он может реализоваться, заниматься любимым делом и этим зарабатывать себе на жизнь. Если один-два из группы станет предпринимателем, это уже большое достижение.


Важна и правильная пропаганда, считает Максим Загорулько. А это создание позитивного образа предпринимателя как законопослушного и успешного члена общества. И, конечно, доступная информация о возможностях, которые сегодня предоставлены и для желающих открыть свое дело, и для опытных коммерсантов, которым для развития своего бизнеса нужен дополнительный толчок. Липецкий бизнес-омбудсмен со своей стороны открыт для помощи и консультаций. Как и региональные власти. Долю малого бизнеса в экономике Липецкой области в ближайшие годы намерены довести до 25 процентов. И этот тот самый момент, когда интересы двух сторон – бизнеса и власти – совпадают. Первый получает возможность работать и зарабатывать, власть – налоги в бюджет и социальную стабильность.