Бизнес оценил реформы по процедурам регистрации юридических лиц

23 сентября в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под председательством Глеба Архангельского, генерального директора ОАО «Организация времени». 


В обсуждении приняли участие представители ФНС России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Правительства Москвы и бизнес-организаций.


Сотрудники ФНС России заявили, что ведомство уже готово использовать операторов доставки грузов для получения корреспонденции между заявителем и регистрирующим органом. Федеральная налоговая служба заключила соглашения с DHL и PONY EXPRESS. Сейчас идет отработка механизма работы курьеров. 


«Мы разместили на сайте информацию о том, что заключено такое соглашение и создали пошаговую инструкцию для заявителей в разделе «Создай свой бизнес». На территории Москвы направить и получить документы уже можно с их помощью», - рассказала о нововведении Светлана Федченко, начальник отдела организации государственной регистрации юридических и физических лиц Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России. В ближайшее время ведомство намерено также заключить аналогичное соглашение с «EMS Почта России».


ФНС также отчиталась об исполнении пункта «дорожной карты», касающегося обязательного порядка обжалования решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 241-ФЗ, который регламентирует этот вопрос, вступил в силу 22 августа 2014 года. Теперь срок рассмотрения подобных заявлений составляет 15 рабочих дней.


«Мы уже провели несколько семинаров как с нашими сотрудниками, так и с представителями науки, представителями судебных органов, которые очень высоко оценили качество этого закона. Сейчас уже нет у заявителей сомнений, что будет, если он направит жалобу в такой-то орган и когда он получит ответ», - отметил Константин Чекмышев, заместитель начальника Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России. Рабочая группа признала пункт исполненным.


У заявителей появилась и еще одна возможность - отслеживать ход рассмотрения заявления в режиме on-line на портале Госуслуг. Иван Фролов, консультант Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России, рассказал, что эта услуга уже пользуется популярностью.


Руководитель рабочей группы Глеб Архангельский предложил к следующему заседанию рабочей группы провести тестирование и проконтролировать качество данной услуги.

Наиболее острую дискуссию вызвал вопрос нотариальных доверенностей на представителя при подаче и получении документов в регистрирующий орган, которые стали обязательными с мая 2014 года. 

Представители Федеральной нотариальной палаты отметили, что введение таких доверенностей защищает достоверность данных ЕГРЮЛ, а также исключает возможность недобросовестного завладения бизнесом. Вместе с тем, сами предприниматели отметили, что происходит подмена понятий. «Нотариальная доверенность всего лишь дает полномочия другому лицу подать или получить документы, но сам ЕГРЮЛ заполняется на основании данных, отраженных в заявлении о государственной регистрации юрлица, подлинность подписи на котором в любом случае удостоверяют нотариусы. На этапе заверения заявления уже есть барьер в лице нотариусов и кто-либо не может провести изменения и рейдерский захват, минуя нотариусов» - отмечает Татьяна Никанорова, генеральный директор ООО «Профдело».


Представители бизнеса также отметили, что ситуация, когда неуполномоченное лицо, получив зарегистрированные документы в налоговой, начнет какие-либо противоправные действия, исключена. «Это невозможно. В документах указаны учредители и генеральный директор. Вам просто не откроют счет в банке, если Вы не имеете отношения к компании. Поэтому получение этих документов даже в оригинале никаких возможностей для ведения противоправных действий не предоставляет», - комментирует Владимир Мелешин, управляющий партнер компании «Экспресс Регистратор», член Клуба лидеров.


Вопрос оказался настолько острым, что руководитель рабочей группы Глеб Архангельский предложил провести отдельное рабочее совещание с представителями предпринимательского сообщества и Федеральной нотариальной палаты.


Штаб по защите бизнеса Москвы на заседании  представил информацию по срокам открытия счетов для юридических лиц. 

Только 3 банка в Москве открывают расчетные счета за 1 день, причем на платной основе. Это ВТБ 24, Газпромбанк и Промсвязьбанк. 

Кроме того, Штаб по защите бизнеса Москвы представил брошюру «Бизнес-старт в Москве», подготовленную совместно с Агентством стратегических инициатив и ФНС России.



Агентство стратегических инициатив представило анализ результатов опроса предпринимательского сообщества по отношению к уже действующим упрощенным процедурам регистрации юрлиц. 


«У нас 3 реализованные процедуры: отмена уведомления налоговых органов и внебюджетных фондов об открытии счетов в банке, отмена нотариального заверения заявления и отмена предварительной оплаты уставного капитала», - напомнил Николай Николаюк, заместитель руководителя Департамента мониторинга предпринимательских инициатив АСИ, координатор рабочей группы. Практически все участники опроса поддержали реформы в сфере регистрации бизнеса.