Как оценить вменяемость региональных властей

Александр Хуруджи, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Южном федеральном округе, руководитель группы АСИ по поиску лучших практик в сфере технологического присоединения, председатель правления НП ТСО

Думая о том, что дает мне составляемый АСИ рейтинг инвестиционного климата как предпринимателю, я пришел к выводу, что рейтинг - это в первую очередь оценка адекватности региональных властей.

Всегда необходима некая шкала отсчета, т.е. надо чтобы соревновательный дух, который все равно присутствует между регионами, немножечко подхватил их и заставил сделать что-то лучше и быстрее. Но когда дело касается создания инвестиционного климата, то предприниматель должен осознавать, куда ему двигаться и где развиваться. Соответственно, он открывает такого рода рейтинг, смотрит в первую пятерку или десятку и решает, к примеру, где ему открыть завод или склад. При прочих равных, для него уже есть какой-то конкретизированный ориентир и дальше можно детализировано разобраться по показателям, выполняя для себя некое ранжирование.

Такое соревнование регионов подобно борьбе футбольных команд. Команды выкупают самых лучших тренеров, ремонтируют стадионы, приобретают новых игроков, здесь такая же ситуация. Если регион отстает, то, как раз рейтинг дает возможность ощутить, где конкретно - в обороне, защите или нападении, где у них прореха. В результате, если у региона улучшаются показатели в рейтинге, то соответственно прямо пропорционально растет количество инвесторов – внутренних и внешних. Для нас первично сохранить внутреннего инвестора, чтобы он никуда не уходил.

Независимые эксперты проводили объективный анализ инвестиционного климата в пилотных регионах, которых было 21, с целью выявления как лучших практик по формированию инвестиционной привлекательности регионов, так и слабых мест отдельных субъектов в области благоприятных условий ведения бизнеса. Оценке подвергались не только деятельность органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов, но также и территориальных отделений федеральных структур.

В каждом регионе опрашивали предпринимателей, которые за последний год пользовались той или иной государственной услугой, например, регистрировали компанию, получали лицензию, либо разрешение на строительство.

У власти существовало, конечно же, желание опросить тех респондентов, которые дадут «правильные» ответы. Но мы сказали властям, если такие люди ответят «правильно» на вопросы, то получится искаженная картинка. Представьте себе, вы пришли к доктору и сразу ввели его в заблуждение – рассказываете, что у вас болит ухо, а пришли жаловаться по поводу ноги. Как говорится, на что пожалуетесь, то и вылечим.

По результатам выявилась тенденция, что в некотором смысле лидерами можно считать тех, кто системно работает в отношении улучшения инвестиционного климата и у которых аналогичные показатели имеются и по другим рейтингам, в том числе и, по отзывам самих предпринимателей.

По большому счету, регионы, которые попали в верхнюю часть таблицы, были ожидаемы. Неожидаемыми - которые считали, что они там, но в итоге оказались внизу. Ведь рейтинг был изначально придуман не для того, чтобы разделить регионы на «хороший» или «плохой». Он выявил тех, кто является лучшими и тех, у кого есть еще к чему стремиться. Важно не только найти лучшие практики, но и масштабировать их. И понимать за счет чего эти регионы выросли, почему они стали лидерами. Мы нашли эти лучшие практики, упаковали в удобочитаемый вид. Проанализировать пришлось намного больше, посмотрели среди экспертов насколько та или иная практика по факту является лучшей и насколько она масштабируема. А это значит, что необходимо создать методику обучения этой практике.

Агентством стратегических инициатив совместно с РАНХиГС запущена образовательная программа для органов власти, на которой предприниматели будут обучать чиновников лучшим практикам других регионов, а затем необходимо будет подготовить дорожную карту внедрения ее у себя в регионе. Безусловно, не обойдемся без тех людей, которые являются создателями этих практик. Старались отобрать немного примеров, чтобы они были реальны и быстры к внедрению, так скажем теория быстрых побед в действии. Являясь руководителем специализированной группы по поиску лучших региональных практик в сфере «Подключение к электросетям», на одном из семинаров я буду представлять кейсы лучших практик по данному направлению, позиционировать регионы по отношению к вариантам решения проблемы технологического присоединения к электрическим сетям. Поговорим так же о решении проблемы с упрощением процесса согласования при строительстве, проблемы последней мили при технологическом присоединении к электрическим сетям и еще много интересного.

Если предприниматель услышал, что произошло сегодня, а завтра почувствовал результат, тогда он будет в это верить и еще активнее участвовать.

Мы находимся на пороге нового роста, считаю, что все драйверы для внутреннего роста имеются. И то, что мы создали необходимую инфраструктуры для этого, надеюсь, поможет запуску новых и мощных производств.

Справка:

Задачей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ было найти лучшие практики по формированию инвестиционной привлекательности регионов и в дальнейшем их масштабировать на другие регионы страны, а также понять, где слабые места в области создания условий ведения бизнеса. Данная инициатива принадлежит ведущим бизнес-объединениям - «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, «ОПОРА России» и Агентству стратегических инициатив.