НПИ: рабочая группа НСКК должна сформировать внятный интерфейс между экономикой, государством и системой образования

31 июля в Агентстве стратегических инициатив состоялось второе заседание рабочей группы по разработке дорожной карты «Национальная система компетенций и квалификаций» (НСКК). Рабочая группа рассмотрела наиболее успешные мировые примеры синхронизации системы образования и рынка труда при помощи систем компетенций и квалификаций, проанализировала влияние глобальных мировых трендов на занятость и образование, выработала 6 ключевых направлений дорожной карты НСКК.

Агентство стратегических инициатив на заседании представляли директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков и куратор инициативы НСКК Борис Белков

В начале заседания представители компании BCG обозначили важные макроэкономические показатели, которые фокусируют внимание на кадровых и образовательных проблемах страны. По таким показателям как объем ВВП, численность населения и уровень его грамотности Россия находится достаточно высоко в мировых рейтингах. Однако еле удерживается в первой сотне по позициям: профессионализм руководителей, качество образования, инвестиции в обучение работников и качество управленческого образования.

Индикатор уровня заработной платы в расчете на произведенный продукт в нашей стране пока имеет определенное преимущество перед партнерами по БРИК и не только. Однако с учетом роста зарплат и отставания в производительности труда преимущество перед той же Германией будет таять вплоть до 2018 года, а затем и вовсе исчезнет, если ничего не менять.

Консультанты из BCG среди общемировых негативных трендов выделили дефицит кадров, который характерен в большей степени для индустриализованных стран, чем для развивающихся. Вывод прост: России придется конкурировать за квалифицированные кадры с развитыми экономиками Европы, США, Канады и Японии. И конкурентная борьба может оказаться не в пользу отечественной экономики.

Аналитики BCG также привели данные Росстата, согласно которым, количество трудоспособного населения в России составляет 80 - 85 млн., экономически активного – 75 млн. и около 70 млн. полноценно работает.

Показатель внутренней трудовой миграции в России составляет 1 млн. человек, и это менее 1%. Показатель низкой трудовой мобильностью делает похожими Россию с Западной Европой, но отличает их от США, где уровень миграции достаточно высок.

Руководство рабочей группы, рассмотрев представленные BCG международные практики, выразило желание дополнить их описанием опыта Сингапура, США и других стран, далеко продвинувшихся в деле создания подобных рамок.  Также эксперты посоветовали уделить больше внимания опыту системы колледжей и практике планирования карьер.

Согласно выводам исследования, проведенного BCG, если не будет принят комплекс мер, предусмотренных будущей дорожной картой НСКК, Россия с высокой вероятностью проиграет гонку за высококвалифицированный персонал другим странам «с более привлекательными условиями».

Руководитель рабочей группы Алексей Репик заявил, что одной из основных целей создания НСКК является формирование в стране условий для кадрового наполнения 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест. По его расчетам, чтобы заполнить профессионалами  эти рабочие места к 2025 году необходимо при помощи системы первичного образования подготовить и ввести в экономику 10,5 миллионов специалистов. (По оценкам BCG, это число может составлять до 13 миллионов человек).

Вторым серьезным кадровым ресурсом, на который возлагаются самые большие надежды, по мнению руководителя рабочей группы, является переподготовка и дополнительное образование для существующих кадров, которые при определенных условиях могут занять более сложные позиции в рамках действующего рынка. Однако для этого тоже должна быть создана соответствующая инфраструктура.

Третий элемент – это миграция высококачественного персонала. При создании благоприятных условий этот рычаг может принести еще 1-2 млн специалистов к обозначенному периоду. В большинстве стран вопросы компетенций и квалификаций тесно связаны с регулированием миграционных процессов. Для эффективной проработки этого вопроса необходима консолидация усилий группы с Федеральной миграционной службой, имеющей опыт разработки дорожной карты в рамках НПИ.

Алексей Репик подчеркнул, что рабочая группа должна сформировать внятный интерфейс между экономикой, государством и системой образования. Представители АСИ выразили солидарность с господином Репиком в том, что указы Президента страны по социальной политике и лучшие мировые практики должны составить рамочную основу НСКК.  

Рабочая группа выделила 6 ключевых блоков дорожной карты по НСКК.

  • Эффективное образовательное и кадровое планирование. Исходя из актуальных данных, он основан на синхронизации спроса и предложения на рынке труда. Важным является построение модели с продуктивным для экономики соотношением долей среднего профессионального и высшего образования, а также специальностей внутри него.
  • Блок, касающийся обучения. Он включает участие бизнеса в формировании и реализации программ обучения: софинансирование, целевой набор, стипендии от бизнеса, доступ к оборудованию и стажировкам, связь НИИ и университетов, организация системы обмена лучшими практиками частно-государственного партнерства в образовании, развитие высшего и среднего профессионального образования.
  • Блок «миграция и мобильность» предполагает работу по созданию регионального баланса человеческих ресурсов, повышению мобильности персонала, а также повышению привлекательности национальной экономики для зарубежных граждан. Мы должны учитывать вклад наших дальних и ближних соседей, которые могут как стать нашими контрибьютерами, так и негативно влиять на ситуацию в России, отнимая у нашей экономики профессионалов, предлагая им более выгодные условия.
  • Блок "дополнительное образование и переподготовка специалистов". Главной целью в этом становится развитие среды, мотивирующей к постоянному планированию карьеры, получению новых востребованных рынком навыков и умений. Это понимание на современном российском рынке труда еще не сформировано. Зачастую не созданы и условия, мотивирующие человека на непрерывное профессиональное развитие.
  • Блок "стандартизация". В рамках этого блока рассматриваются профессиональные и образовательные стандарты: авторство, разработка, синхронизация, контроль за выполнением и т.д. Именно в рамках этого сектора решается вопрос взаимодействия системы образования и рынка труда.
  • Блок «сертификация и оценка» включает в себя вопросы развития системы лицензирования и сертификации профессий, стимулирование спроса на получение сертификатов и услуг сертифицированных работников, формирование прозрачной системы оценки квалификации выпускников для работы в бизнесе. 

 

По итогам выступления технического делегата от World Skills Russia Павла Черных группа согласилась с введением в систему еще одного блока - профессиональной ориентации.

Следующие встречи группы по разработке дорожной карты НСКК были намечены на 16-17 августа и на 28-29 августа.

Организаторы группы приглашают желающих к сотрудничеству и предлагают принять участие в краудсорсинге по разработке дорожной карты НСКК.