Предприниматели предложили «легализовать» рынок чаевых

26 мая при поддержке Правительства Москвы состоялся предпринимательский форум «Время новых возможностей 15-20». На ВДНХ собрались около 1,5 тыс. бизнесменов, представителей органов власти и общественных организаций.

Представители ресторанного бизнеса и пищевой отрасли на бизнес-сессии «Предпринимательство в сфере оказания услуг для населения. Новые возможности: форматы и механизмы» сформулировали основную отраслевую проблему - кадры. Несоответствие качества выпускников колледжей запросу предпринимателей отметили все без исключения. Решения предлагались разные. От тотального сокращения количества колледжей до перевоплощения самих рестораторов в преподавателей. Ресторатор и телеведущая Гаяне Бреиова, например, предложила перенаправить выделяемые государством на обучение каждого учащегося колледжа 120 000 рублей на организацию курсов состоявшими профи пищевой отрасли.

Предприниматели, пользуясь случаем, обсудили с присутствующим на сессии руководителем Департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком возможность облегчения получения разрешений на летние веранды в Москве. До сих пор многие предприниматели годами пытаются согласовать ее оформление. Руководитель проекта CateringConsulting.ru Кирилл Погодин откровенно рассказал, что существующие регулирующие нормы в кейтеринге в 99% случаев просто невозможно соблюсти.

Общественный представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Москве и модератор бизнес-сессии Дмитрий Волков порекомендовал сформировать предложения по изменению нормативной базы в этой сфере, а также озвучил одну из самых нетривиальных идей: «В России все чаевые дают наличными. В некоторых других странах мира есть возможность оставлять их, расплачиваясь карточкой. И эти деньги за вычетом подоходного налога попадают именно тому человеку, кого вы благодарите за хорошее обслуживание. Этот рынок оценивается в миллиарды рублей, это был бы неплохой доход для государства».

Помимо «легализации чаевых» обсуждались чересчур усложненные правила ведения мобильной торговли, а также большие затраты на бухгалтерскую отчетность. Часто бухгалтеров больше чем кондитеров, особенно на небольших предприятиях. Все участники приводили цифры, согласно которым от 10 до 50 % - это персонал, так или иначе относящийся к бухгалтерии.

Дмитрий Волков подчеркнул, что это резко снижает производительность труда и является серьезным ограничителем выхода на рынок для многих компаний. В качестве решения, помимо очевидного упрощения самих процедур документооборота, участники предложили аутсорсинг в сфере бухгалтерии, юридического сопровождения. Когда, например, десять компаний обслуживает одна внешняя юридическая фирма.

«Из общего обсуждения удалось вытащить несколько неплохих идей. Пока они носят обобщенный характер, но мы договорились продолжить работу над ними вместе с Федерацией рестораторов и отельеров России», - заключил общественный представитель АСИ в Москве.