Для детских технопарков разработали образовательные траектории

5 октября в коворкинг-центре Агентства стратегических инициатив «Точка кипения» состоялась презентация проектных траекторий образовательного контента детских технопарков в рамках реализации стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей».

По статистике Минобрнауки России, более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. Между тем, российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах. Инициатива «Новая модель дополнительного образования детей» направлена на вовлечение как можно большего количества детей в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.


В рамках инициативы выбраны пилотные регионы, на территории которых появятся первые детские технопарки. Это республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Московская область, Новосибирская область и город Москва. «Нас очень радует заинтересованность регионов в реализации инициативы и внедрение лучших региональных практик в сфере научно-технического творчества детей. Первые технопарки откроются уже в этом году. В октябре будет проведено обучение преподавательского состава, который будет работать на пилотных площадках», - отметила в своем выступлении директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. Всего же в 2015-2016 годах будут открыты 14 таких технопарков.

Инициатива будет реализована на принципах государственно-частного партнерства. Так, по словам Светланы Чупшевой, уже подписаны соглашения и определены ключевые интеллектуальные партнеры и партнеры из числа крупных промышленных предприятий, таких как ОРКК, ОАК, Росатом, научных школ - МАМИ, НАМИ, компаний, работающих в сфере детского дополнительного образования.


Именно в создании отработанных механизмов государственно-частного партнерства видит главную ценность инициативы заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов. «Последние 2-3 года мы много говорим и делаем для перезагрузки дополнительного образования. Если с художественно-эстетическим направлением у нас все в порядке, то в области научно-технического творчества есть над чем работать. Сейчас нам нужно создать такие модели, которые потом можно тиражировать», - отметил Вениамин Каганов.

На сегодняшний день определены ведущие технические направления программы, которые соответствуют Национальной технологической инициативе (НТИ). «При создании наших образовательных программ мы, в первую очередь, опирались на те цели и задачи, которые поставлены НТИ. Наша задача - обеспечить в краткосрочной перспективе рост кадрового потенциала, способного привести нас к поставленным задачам и результатам - технологическому лидерству к 2030 году», - подчеркнула руководитель рабочей группы по реализации инициативы Марина Ракова.


Особенность образовательного процесса в рамках инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» - его разделение на две составляющие. Первое – работа над продуктом, на который ориентирован ребенок. Второе - сквозные компетенции, которые детям прививаются для того, чтобы сохранить главные преимущества дополнительного образования - вариативность и высокую степень мобильности. «Ребенок параллельно изучает некий набор дисциплин, который позволит ему заниматься «завтра» совершенно другим проектом. Нам очень важно, чтобы детям было интересно», - отметила Марина Ракова.


«Самая важная оценка для нас - это оценка детей, главных экспертов, которые сегодня присутствовали на презентации программ и проявили живой интерес и желание участвовать в работе детских технопарков», - подчеркнула и Светлана Чупшева.

Траектории делятся на две части – соревновательные и технологические. «Соревновательная траектория – включает в себя работу с настоящим оборудованием, учащиеся соревнуются друг с другом. Если взять, например, область IT и хакинг, то одни строят системы, другие пытаются эти системы взломать. Технологические траектории – ориентированы на освоение новых технологий, без соревновательного характера», - отметил директор по управлению образовательными программами Университета машиностроения (МАМИ) Дмитрий Земцов.


Соревновательные проектные треки:

  • Робототехника. Дети осваивают передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения. Участники программы научатся настраивать беспроводное оборудование, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером.
  • Энергетика. Программа разработана совместно со школой управления «Сколково» и компанией «Солнечная регата». Актуальность и необходимость данной программы продиктована развитием современной энергетики, необходимостью внедрения экологичных возобновляемых источников энергии, а также широким распространением индивидуального транспорта.
  • IT и хакинг. В этом направлении будет сразу две программы. Первая – командные соревнования по защите информации. Учащиеся познакомятся с такими понятиями, как криптография, стенография, выполнят задания по поиску уязвимости веб-приложений. В рамках программы ребятами будут освоены навыки программирования и проектирования в области защиты информации, освоение современных информационных технологий, практические навыки использования современной вычислительной техники. Вторая траектория - это программа, обучающая детей программированию и продуктовому дизайну на примере создания компьютерных игр.
  • Авиамоделирование. Участники команд познакомятся с теорией и практикой проектирования, создадут, настроят и испытают полностью действующий дистанционно пилотируемый прототип транспортного средства с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти.
  • Беспилотный транспорт. Малая беспилотная авиация - одна из интенсивно развивающихся технологий, способная в ближайшее время изменить облик мира. Любой беспилотник должен обладать набором качеств: легко управляться, иметь небольшие размеры и вес, уметь на автопилоте взлетать и садиться, удерживать высоту и двигаться заданным маршрутом по GPS – все эти задачи будут решать учащиеся, проходящие проектную траекторию.
  • Современная космонавтика. Участникам предстоит пройти полный жизненный цикл производства космического спутника: от постановки задачи до разработки и конструирования модели микроспутника.

Технологические проектные треки:

  • Нейротехнологии. Целью реализации программы является передача слушателям знаний, умений и навыков в области работы с мозго-компьютерными интерфейсами, а также базовых знаний по нейротехнологиям.
  • Нанотехнологии. Учащиеся программы будут проводить анализ технологического проектного трека, получать знания о нанотехнологиях, о различных направлениях изучения.
  • Лазерные технологии. Обучающиеся будут получать знания о возрастающей роли естественных наук и научных исследований.
  • Биотехнологии. Генно-инженерные методы направлены на конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов.
  • Большие данные. Учащиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, продемонстрировать доступность широкого спектра инструментов для его исследования. Данная программа опирается на сбалансированное сочетание многолетних научно-технических достижений в области науки о Земле и современных технологий и устройств.

«В этом году в Послании Президента было поручение, чтобы система дополнительного образование детей получила новое развитие. Мы бы очень хотели, чтобы в системе дополнительного образования произошла перезагрузка, и надо сказать, что сейчас этому проекту уделяется большое внимание. Очень хорошо, что у этого проекта такие активные лидеры, есть Агентство стратегических инициатив, которое пытается снять все административные барьеры. Безусловно, активно участвует в этом проекте Министерство образования и науки. Мы считаем, что реализация этих проектов – шанс для нашей страны выявить в наших детях способности, поддерживать их и развивать», - подчеркнула заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации Галина Махакова, добавив, что «такие проекты должны реализовываться не только в крупных городах».

Видео