Эксперты прокомментировали «четвертый антимонопольный пакет»

6 октября 2015 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - так называемый «четвертый антимонопольный пакет».

Принятый закон вносит целый ряд важных для бизнеса поправок в действующее законодательство. Из антимонопольного законодательства исключается положение о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35%.

Кроме того, по большинству составов дел ведено предупреждение. «Предприниматель за первое правонарушение получит не штраф, а предупреждение. Это существенно облегчит нагрузку и снимет чрезмерное бремя санкций, - отмечает Алексей Ульянов, члена рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. - Кроме того, исключена функция «реестра монополистов», который ранее вела Федеральная антимонопольная служба. В реестре состоит примерно 15 тысяч компаний, которые занимают большую долю рынка. Часть этих компаний уже ликвидированы или с 90-х годов перестали быть монополистами в своих сферах. К тому же, в развитых странах практики ведения подобных реестров вообще нет. Там антимонопольный орган досконально изучает рынок при каждом обращении. Приятно наблюдать, что наша страна сейчас тоже движется в этом направлении».

Исключается двойная ответственность за одно и то же правонарушение. 

«В целом бизнес-сообщество положительно оценивает принятый пакет, - продолжает Алексей Ульянов. - Однако хотелось бы отметить, что ряд норм несет некоторые риски. В частности, речь идет об установлении правил недискриминационного доступа и антимонопольном регулировании агентских договоров».

В результате принятых поправок признаются картелем и запрещаются соглашения не только между субъектами, осуществляющими продажу товаров, но и между покупателями. По мнению экспертов коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», данное изменение соответствует зарубежному опыту правового регулирования конкуренции, где картель покупателей рассматривается как аналогия монопсонии потребителя на товарном рынке и подлежит пресечению.

Поправки меняют процедуру пересмотра антимонопольного решения и регламентируют доступ к коммерческой тайне. Так, регламентирована форма и содержание процессуальных документов. Решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по аналогии с судебными решениями, будут состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Также подробно описаны статус и порядок привлечения к делу экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией антимонопольного органа обстоятельствах, и права таких лиц, а также сторон антимонопольного разбирательства в связи с привлечением экспертов. Важно и то, что теперь лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с материалами, содержащими коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, которые относятся к предмету рассматриваемого дела (за исключением случаев, когда доказательство было предоставлено не по инициативе его владельца, а по требованию антимонопольного органа). У участников спора будет взыматься расписка в том, что они ознакомлены с коммерческой или иной тайной и предупреждены об ответственности за ее разглашение.