Внедрение механизмов проектного управления в работу региональных администраций СЗФО ускорит реализацию проектов на 15-20%

Улучшение качества управления на всех уровнях власти - стратегическая задача, которую каждый регион России решает самостоятельно. Среди очевидных решений - создание проектных офисов по улучшению инвестиционного климата, формирование корпораций развития, призванных обеспечить качественное взаимодействие бизнеса и исполнительных органов власти. Насколько эффективны региональные институты в вопросах совершенствования инвестиционной деятельности, обсудили участники круглого стола, организованного представительством Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Северо-Западном федеральном округе в рамках II Форума бизнеса Северо-Запада в Санкт-Петербурге 15 октября.

Основные выгоды от внедрения проектного управления - сокращение сроков реализации проектов, повышение прозрачности и управляемости. Измерить эффективность работы региональных команд призван Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, который позволит определить, насколько качественно созданные в субъектах РФ институты способствуют упрощению процедур ведения бизнеса. Рейтинг состоит из четырех блоков - регуляторная среда, инфраструктура и ресурсы, институты для бизнеса, поддержка малого предпринимательства. И третий блок, пожалуй, самый проблемный - в регионах, зачастую, ломают голову над тем, что такое проектное управление, как его внедрить, и как оно работает.

Впрочем, очевидно, что иных вариантов, кроме как разобраться в правилах и начать работать в новых условиях, у региональных администраций нет, - считает руководитель представительства АСИ в СЗФО Игорь Девятко. «Поставлена задача в каждом регионе Северо-Запада создать штабы по улучшению инвестиционного климата, основной целью которых станет совершенствование взаимодействия между бизнесом и властью. Деятельность этих штабов должна вестись по принципам проектного управления… Одним из важнейших элементов является максимальное вовлечение в эту работу практиков бизнесменов - тех, кто на собственном опыте прошел все этапы согласований и разрешений. Именно их опыт позволяет органам власти в регионах увидеть реальную картину на местах, а не в регламентах», - пояснил глава АСИ в СЗФО.

Каким образом механизмы проектного управления могут повлиять на эффективность работы региональных чиновников? 

Ответ на этот вопрос дал первый заместитель председателя Комитета по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников: «При внедрении проектного управления скорость реализации проекта увеличивается на 15-20%, более 75% от общего количества проектов начинают реализовываться в рамках заложенных при старте бюджетов. Немаловажно, что менее 15% рисков переходят в реальные проблемы, благодаря тому, что существует система, в рамках которой информация о потенциальных рисках постоянно обсуждается, принимаются меры по их минимизации».

В России уже есть примеры успешной реализации проектного управления в органах власти. Это и Олимпиада в Сочи, опыт Тюменской, Пермской областей. В Белгородской области за 5 лет экономический эффект региона от использования проектного управления составил 2 млрд рублей, а обучение проектному управлению прошли более 5000 человек. Яркий пример есть и на Северо-Западе, в Ленинградской области - реализация проектов государственной компании «Леноблинновации». База соответствующих знаний и практик уже накоплена в методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах власти и в методических рекомендациях АСИ.

Прямой контакт бизнеса с органами власти и региональными институтами также дает свои результаты. 

«Мы запустили завод в Ленинградской области всего за 14 месяцев, что стало своеобразным рекордом для нашей отрасли. Без поддержки со стороны региона столь быстрый запуск масштабного проекта был бы невозможен», вспоминает заместитель генерального директора по стратегическому развитию корпорации «Термекс» Денис Семенов. В настоящее время «Термекс», также при поддержке региональных властей, предлагает создать на территории Тосненского района кластер промышленных предприятий по выпуску отопительно-водонагревательного оборудования в рамках проекта индустриального парка «Тосно». «Предприятия-резиденты должны производить конечный продукт. При этом они не будут конкурировать между собой, а наоборот - создавать синергетический эффект, образуя однородное производство, дополняя друг друга. Это даст снижение себестоимости, увеличение объема капиталовложений и возвращенных в экономику региона средств в виде налоговых отчислений», - пояснил Денис Семенов.

«Макроэкономические условия заставляют нас обратить внимание на точки роста, которые есть внутри регионов. Если прежде стояла задача любой ценой «затащить» инвестора в регион, то теперь ситуация изменилась. Изменились и принципы нашей работы. Мы тесно взаимодействуем с бизнес-сообществом Мурманской области сразу в нескольких направлениях. Прежде всего, это совместная реализация инфраструктурных или социально значимых проектов: бизнес, который присутствует в регионе, заинтересован в создании комфортной среды. Также оказываем консалтинговые услуги, берем на себя часть функций по проработке финансово-экономических моделей стратегического развития. Но главное, на что сделан упор - формирование внутрирегиональной кооперации. Наша задача - найти интересные инновационные проекты, выявить предложения малого и среднего бизнеса по обеспечению потребностей крупных предприятий», - заявил генеральный директор Корпорации развития Мурманской области Алексей Барышкин. «Не надо забывать про малый и средний бизнес, который нуждается в поддержке. Необходимо сопровождать каждый его шаг, помогать преодолевать бюрократические препоны, помогать в выстраивании коммуникаций с региональными и муниципальными властями, с финансовыми учреждениями»,- подтверждает позицию коллеги генеральный директор Корпорации развития Республики Карелия Анна Позднякова.

Оптимальным вариантом внедрения проектного подхода участники круглого стола считают создание проектных офисов, все сотрудники которых изначально и в полной мере занимаются сопровождением и реализацией проектов, а не текущим административным функционалом региональных ведомств.

«Сегодня АСИ совместно с РАНХиГС формирует образовательную программу для региональных команд. По ее завершении мы рассчитываем на то, что процесс полномасштабной работы проектных офисов пойдет значительно быстрее. Как представительство АСИ по Северо-Западу, мы всегда готовы транслировать регионам нашего округа наиболее эффективные практики по выстраиванию системы проектного управления «на местах»», - сообщил участникам встречи Игорь Девятко.