Атлас муниципальных практик создания благоприятного инвестклимата: Челябинск

В начале 2015 года под патронажем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Челябинск стал в России одной из 24 пилотных территорий по внедрению успешных практик, направленных на создание благоприятного инвестиционного и бизнес-климата. В беседе с главой города Евгением Тефтелевым корреспондент Chel.ru выяснил, в чем же заключаются успешные практики, каковы первые результаты на уровне отдельно взятого города, кто оценивает механизмы действия и что планируется сделать в будущем.

Евгений Николаевич, эксперты федерального Агентства стратегических инициатив совместно с бизнесом определили 30 лучших практик для апробации. Челябинск реализовал все практики?

– Суть не в том, чтобы внедрить все. Сборник передовых практик рассматривается как руководство к действию, поэтому речь не идет о полном копировании, к тому же не стоит забывать об особенностях развития, традициях, структуре экономики того или иного города, района. У нас есть успешный опыт взаимодействия с бизнесом, которым можно поделиться, и есть то, что можно перенять у других.

По сути, еще года не прошло, как мы начали заниматься этой работой. Было отобрано десять наиболее актуальных для города практик: шесть из них относятся к созданию институциональной среды, четыре – к оптимизации административных процедур. Подчеркну, что эта работа проводилась совместно с бизнесом. Именно предприниматели говорили нам, какие процедуры на местах буксуют, затягиваются или слишком обременительны, на что необходимо обратить внимание уже сейчас. А мы в свою очередь определили, что необходимо сделать муниципалитету, какие инструменты нужны для более полной информированности, доступности, упрощения ведения бизнеса.

Давайте остановимся подробнее на том, что уже сделано.

Стоит отметить, что с 2012 года АСИ тесно сотрудничает с региональной властью в рамках внедрения и мониторинга инвестиционного Стандарта на территории Челябинской области, по итогам которого эксперты, бизнес-сообщество, чиновники признали необходимость аналогичных мер на муниципальном уровне.

– Первыми шагами в процессе работы стало подписание в феврале этого года трехстороннего соглашения о взаимодействии между Агентством стратегических инициатив, правительством области и администрацией города Челябинска, разработка дорожной карты по внедрению практик. При администрации города создана рабочая группа, она выполняет функции проектного офиса. В ней задействованы несколько структурных подразделений: комитет экономики, главное управление архитектуры и градостроительства, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям, управление информационной политики. Их главная задача – сработать единой командой для создания благоприятных условий для предпринимателей.

Отработаны механизмы взаимодействия с экспертной группой, состав которой утвержден представителями АСИ. В нее вошли предприниматели, представители общественных объединений, уполномоченного по защите прав предпринимателей. Именно эта группа оценивает внедрение практик с точки зрения бизнес-сообщества. На заседаниях экспертной группы руководители ответственных структурных подразделений докладывают о результатах внедрения практик, и в процессе этого эксперты получают ответы на возникающие вопросы, их замечания и предложения учитываются администрацией города.

Эта предварительная работа, я правильно понимаю? А какие практики были отобраны, каковы результаты их реализации?

– Совершенно верно. Предварительная работа необходима и по условиям сотрудничества с АСИ, и для нас самих важна, чтобы понимать вектор движения, наладить диалог с бизнесом.

Авторы Атласа лучших практик поделили их на три крупных блока. Мы выбрали, как я уже сказал, создание институциональной среды и оптимизацию административных процедур.

В рамках институциональной среды разработан и размещен на сайте администрации инвестиционный паспорт нашего города. Он представляет собой визитную карточку Челябинска. Параллельно с этим занимались внедрением системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы уже действующих документов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Заключили соглашения о проведении ОРВ с региональными бизнес-объединениями «Опора России», «Деловая Россия», Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, городским объединением работодателей «Челпром», а также с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области. На сайте создан раздел, где размещаются проекты муниципальных нормативных правовых актов и проводятся публичные консультации. Всё это нужно для того, чтобы услышать мнения предпринимателей и инвесторов, дать им возможность влиять на решения власти по вопросам осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. По проведенным экспертизам и ОРВ правовых актов учтено около половины полученных предложений.

Для удобства инвесторов и наглядности разработаны и размещены на сайте план создания транспортной и социальной инфраструктуры и план создания инженерной инфраструктуры. Они увязаны с соответствующими муниципальными и ведомственными программами, планами, схемами, такими, как Генеральный план развития Челябинска, «Строительство улично-дорожной сети в городе Челябинске», схема водоснабжения и водоотведения города.

С апреля действует совет по улучшению инвестиционного климата в городе. На его площадке установлено взаимодействие ресурсоснабжающих организаций (монополистов), застройщиков с предпринимательской общественностью. По итогам рассмотрения на совете два инвестиционных проекта получили административную поддержку. Инвестиционный проект «Региональный выставочный центр» на участке, расположенном по улице Академика Королева в Центральном районе (инициатор проекта: ООО «Региональный выставочный центр «Челябинск ЭКСПО») признан соответствующим критериям, при наличии которых осуществляется предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для размещения на территории города. Еще одним проектом стал Физкультурно-оздоровительный центр, планируемый на пересечении улиц Шаумяна и Омская в Советском районе (инициатор проекта: Федерация баскетбола Челябинской области).

Где потенциальные инвесторы могут найти сведения по интересующим их проектам?

– Сегодня информация для инвестора сосредоточена в одном месте, на специализированном интернет-ресурсе муниципального образования об инвестиционной деятельности, на сайте администрации города. Это позволяет инвестору, предпринимателю быстро найти информацию, оценить возможности для вложения инвестиций, просчитать свои риски, финансовые потребности проекта.

Особое внимание уделено работе по информационной поддержке и популяризации предпринимательской деятельности. Организуются семинары для предпринимателей, для школьников-старшеклассников проводятся экскурсии на предприятия. На сайте города действует раздел «Малое и среднее предпринимательство», где опубликованы информационные сообщения, перечни и графики мероприятий, полезные ссылки, правовая база, реестры получателей поддержки.

Евгений Николаевич, сегодня мы часто слышим об административных барьерах для бизнеса. Каким образом решается эта проблема, находит ли она отражение в Атласе муниципальных практик?

– Этому в сборнике практик посвящен целый блок – оптимизация административных процедур. Нами отобрано несколько практик, которые, по мнению предпринимателей, являются самыми проблемными. Речь идет о сроках разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительстве.

В ходе работы мы добились сокращения сроков выдачи разрешительной документации на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов с десяти до пяти рабочих дней. Данное требование крайне жестко, но с момента действия, с начала июля, оно выдержано при выдаче 21 разрешения на строительство и восьми разрешений на ввод в эксплуатацию. Могу сказать, что соблюдение сроков постоянно проверяется и контролируется.

Кроме того, мы отработали с многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) вопросы по включению в их перечень услуг, которые связаны с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня предприниматель может обратиться по всем интересующим вопросам в части разрешительных процедур, финансовой поддержки как в структурные подразделения администрации города, так и в МФЦ. На его базе можно получить 19 видов государственных и муниципальных услуг.

Инвесторам, заключившим соглашения об инвестиционной деятельности с администрацией Челябинска, будут сокращены сроки прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений. Сокращение сроков предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки гражданам и юридическим лицам с 30-ти до 20 календарных дней.

Также город взял на себя обязанность государственной регистрации договоров аренды недвижимого муниципального имущества как вновь оформленных, так и подлежащих переоформлению. У предпринимателей появилась возможность сэкономить время и средства: юридическим лицом – 22 тысячи рублей, индивидуальным предпринимателем – две тысячи рублей. На сегодняшний день с помощью этой процедуры зарегистрировано восемь договоров аренды муниципального имущества и еще столько же находятся в стадии оформления.

Кто выставляет оценки по той или иной практике, ведь они наверняка должны контролироваться?

– Для власти в этих вопросах самый главный контролер – это бизнес. Как я уже говорил, контролем практик занимается экспертная группа из представителей предпринимательского сообщества, могут подключаться эксперты АСИ, причем для чистоты эксперимента нам о проверках заранее не говорят, сообщают только о ее результатах по любой из внедряемых практик. Так, экспертная группа провела общественную экспертизу и признала полностью внедренными все десять практик. Проектный офис правительства Челябинской области также признал полностью внедренными все практики Челябинска. Итоговую экспертизу сделает Агентство стратегических инициатив. Буквально на днях эксперты АСИ сообщили о завершении этапа пилотного внедрения практик во всех 24 муниципальных образованиях России. Но это не значит, что на этом можно поставить точку, до этого еще далеко. С мест, от самих предпринимателей к нам поступают сигналы, обращения и по другим проблемам бизнеса. Поэтому мы планируем взять и другие успешные практики и отработать их реализацию, продолжим взаимодействие с АСИ и по другим направлениям. Так, 17 ноября в Челябинске состоится окружной этап национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» и конкурс на лучшую муниципальную практику поддержки предпринимательства. Мероприятие объединит предпринимателей и представителей городских администраций из всего Уральского федерального округа.

Дмитрий Довженко Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Челябинской области, управляющий филиалом СМП Банка в Челябинске
«Успешные практики – это наиболее важные меры, инструменты, подходы, признанные в первую очередь экспертами и бизнесом, которых необходимо придерживаться и выполнять, чтобы привлекать новый и упрощать жизнь уже существующему бизнесу. А дорожная карта – это детальный план по реализации практик. Бизнес говорит, в чем заключается его проблема, задача власти - услышать и совместно с бизнесом, естественно, в рамках законодательства решить эту проблему. Эксперты АСИ в процессе работы с предпринимателями определили ряд характерных для большинства российских городов проблем, с которыми наиболее часто сталкивается бизнес, вывели те инструменты и подходы, которые помогают устранять эти проблемы. Был проанализирован опыт 65 муниципальных образований из 35 российских регионов. Обобщили наиболее успешный, доказавший свою эффективность опыт, направленный на качественное развитие и улучшение бизнес-среды, работу с инвесторами и привлечение инвестиций в городах. Получилось около 30 практик на уровне муниципальной власти, которые стоит взять на вооружение для создания нормальных бизнес условий».