В России будет создан рейтинг детских лагерей отдыха и оздоровления

Участники расширенного заседания рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию системы отдыха и оздоровления детей, которое состоялось 8 декабря 2015 года, обсудили вопрос создания рейтинга детских организаций отдыха и оздоровления. 

Рейтинг станет инструментом эффективной конкуренции участников рынка и источником полной информации о площадках детского отдыха по всей стране. 

Элементы вовлечения родительского сообщества будут частью системы независимой оценки качества услуг детского отдыха. При создании всероссийского рейтинга планируется использовать инструменты и методики Агентства стратегических инициатив, механизм работы с регионами.

Инициатором создания рейтинга выступил ГАУК «Мосгортур». Директор учреждения Василий Овчинников предложил использовать свой опыт по выработке критериев оценки и требований к детским лагерям отдыха: «С целью повышения качества услуг в Москве разработан Стандарт детского лагеря отдыха. В выработке критериев участвовали обычные москвичи, на базе краудосрсинговой платформы они формировали свои требования к инфраструктуре, к кадровому составу, к программам отдыха детей. Эти критерии публично обсуждались на ресурсе «активный гражданин». 

На заседании рабочей группы были представлены результаты мониторинга Модельной программы по развитию системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации и перспективы развития рынка. Программа разработана Агентством в соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ NДМ-П12-28пр от 20.05.2013 года и включает мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития сферы детского отдыха. В течение трех лет Программа проходила апробацию в пилотных регионах: Пермском крае, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Ульяновской, Ленинградской и Ярославской областях.

Мониторинг выявил положительную динамику по основным показателям: охвату детей, общему числу детских лагерей, сегменту загородных и негосударственных лагерей, инвестиронию из внебюджетных источников. 

Измерения проводились по более чем 20 показателям.

«Опыт пилотных регионов подтверждает, что увеличение детей, охваченных программами летнего отдыха и оздоровления - это вполне реальные задачи. Как мы видим, в Программу активно включается негосударственный сектор. Это позволяет увеличить не только количественные, но и качественные показатели: отказаться от неэффективных объектов и передать их в частные руки, подняв их на качественно новый уровень. Важной задачей на данном этапе является обобщение лучших практик и распространение их для реализации по всей стране», - отметила директор направления «Социальные проекты» Светлана Чупшева.

По уровню развития системы отдыха детей по итогам 2015 года лидирующую позицию занял Пермский край - охват детей услугами отдыха и оздоровления составил 94,7% от общего числа детского населения.

По данным мониторинга:

  • в Пермском крае число детских лагерей выросло с 1430 в 2012 году (год старта пилотной апробации) до 1950 единиц в 2015 году,
  • в Санкт-Петербурге соответственно - с 292 до 383,
  • в Ульяновской области - с 728 до 790,
  • в Республике Татарстан - с 1334 до 1400.

Важным показателем является развитие негосударственного сектора и увеличение объема внебюджетных средств в сферу детского отдыха.

Руководитель проектов направления «Социальные проекты» Татьяна Шубина отметила, что наметились позитивные тенденции в структуре финансирования отрасли, повысилась привлекательность сферы детского отдыха для частных инвесторов - это привело к увеличению доли внебюджетных источников.

По данным мониторинга:

  • в Пермском крае объем финансирования организаций отдыха и оздоровления детей из внебюджетных источников увеличился в 3 раза.
  • в Ульяновской области объем внебюджетных источников вырос на 74,1%, составив в 2015 году 145,7 млн рублей. Причем в 2015 году 100% капитальных вложений в сферу отдыха и оздоровления детей в этом регионе было направлено из внебюджетных источников.

«Задача заключалась не только в комплексной независимой оценке текущего уровня развития системы детского отдыха, но и в выработке предложений по дополнению и расширению программных механизмов. Это определило методологию работ. Для объективного представления состояния и динамики развития сектора проведён глубокий сравнительный и структурный анализ широкого спектра параметров. Наряду с этим, регионам был предложен канал "обратной связи" в виде социологического онлайн опроса, в котором приняли участие не только пилотные регионы. Анкетированием охвачены 53 субъекта Российской Федерации», - рассказала о методике мониторинга Директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина.

По результатам мониторинга с учетом предложений регионов в Модельную программу решено внести новые механизмы:

  • предоставление налогового кредита организациям, реализующим инфраструктурные проекты в сфере детского отдыха и оздоровления.
  • разработка и внедрение системы страхования от несчастных случаев детей, пользующихся услугами в сфере детского отдыха и оздоровления;
  • организация оздоровления детей с ограниченными возможностями, включая совместный отдых с родителями;
  • организация специализированных (профильных) лагерей (смен) для творчески одаренных школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка профессиональных стандартов деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления;
  • организация программ, мероприятий по обмену опытом в системе детского отдыха и оздоровления между субъектами Российской Федерации.

Справка

По итогам заседания рабочая группа наметила шаги по развитию системы детского отдыха в Российской Федерации:

  • Внести в Правительство РФ доработанный с учетом результатов апробации текст Модельной программы с целью дальнейшего тиражирования в субъектах Российской Федерации.
  • Разработать рейтинговую систему оценки организаций отдыха и оздоровления детей и реализуемых в них программ.
  • Внедрить в регионах Стандарт детского отдыха, содержащий набор критериев и требований, выработанных профессиональным сообществом.
  • Сформировать базу данных лучших практик отдыха и оздоровления в пилотных регионах для дальнейшего распространения в других субъектах Российской Федерации.
  • Актуализировать методические рекомендации по использованию ГЧП-моделей в сфере отдыха и оздоровления детей и распространение в субъектах Российской Федерации.
  • Провести серии образовательных и методических семинаров, информационных сессий для обмена опытом и распространения лучшего опыта механизмов организации отдыха и оздоровления детей.