Как вывести Россию в технологические лидеры, решали всем «Миром»

Участники «Форсайт-флота 2016», который был посвящен разработке стратегии реализации и управления Национальной технологической инициативой, в качестве одного из ключевых вопросов обсуждали международную кооперацию НТИ. 

Итоги работы корабля «Мир», где формировалась международная повестка, прокомментировал программный директор корабля, заместитель генерального директора – программный директор РВК Евгений Кузнецов.

Как вы видели задачи, стоящие перед кораблями на старте, и как вы оцениваете решение этих задач по итогам Форсайт-флота?

– Форсайт-флот проводится уже не первый год, и главная его задача - это собрать достаточно мощный экспертный пул для решения тех или иных практических задач. В прошлом году задачами были создание рыночных «дорожных карт» НТИ. В этом году ключевой задачей является подготовка к созданию стратегии НТИ, и, собственно говоря, определение тех необходимых инструментов поддержки, без которых развитие новых рынков невозможно. Именно поэтому корабли были разделены на четыре блока: «Бизнес», «Государство», «Общество» и «Мир» – для того, чтобы охватить все механизмы поддержки и выработать наиболее оптимальные решения.

На мой взгляд, задача была достаточно успешно выполнена, поскольку практически по всем этим направлениям были созданы проекты, по некоторым - еще и сгенерированы «дорожные карты». Они позволят создать механизмы продвижения проектов на внутреннем рынке, на глобальном рынке, привлечь новых людей, новые сообщества в эти проекты, наладить систему образования и подготовки кадров в новых отраслях, областях, повысить эффективность науки, предпринимательской деятельности.

Сейчас эта работа будет направлена на выработку стратегии НТИ, из которой будет напрямую вытекать изменения, связанные с реализацией государственной политики, инструментов деятельности ключевых ведомств и институтов развития и, в целом, создание новых способов повышения эффективности и интенсивности инновационно-технологической деятельности.

Какие магистральные темы сформированы на корабле «Мир» в ходе Форсайт-флота? Какие из них видятся приоритетными?

– Работа на корабле «Мир» решала сразу несколько задач. Первая из них – это создание эффективных каналов и инструментов продвижения российских продуктов на глобальные рынки. Эта программа есть практически у всех развитых стран, в России же она реализуется с сильным отставанием, особенно в технологической сфере, имеющей особую специфику. Эта задача для нас была довольно успешно решена, потому что ей занимались, с одной стороны, представители Минэкономразвития, с другой стороны, компании, которые являются успешными экспортерами, и были найдены достаточно эффективные решения.

Вторая задача – это поиск места России в глобальной технологической политике, хотя само понятие глобальной технологической политики еще пока отсутствует, и, в основном, мы говорим об экономическом, военно-политическом и ином взаимодействии стран. Однако в развивающемся глобальном мире уже есть свои страны-технологические лидеры, уже есть свои технологические цепочки, много технологических барьеров и много механизмов, которые ограничивают доступ тех или иных стран или компаний на глобальную технологическую поляну. Все эти механизмы нуждаются в изучении, обобщении и выработке соответствующих механизмов, которых в России пока нет. Для решения этой задачи мы довольно много работали, в том числе, вместе с китайскими участниками, которые имеют, с одной стороны, достаточно богатый опыт экспорта и работы на глобальных рынках, с другой стороны, тоже ищут свое место в новой технологической картине мира.

И третье направление – это глобализация российской науки и образования, создание в России «общества знаний», экономики знаний, которые являются не только донором талантов в мировую экономику, но и становятся привлекательными, для того чтобы таланты приезжали в Россию и работали на наших университетских и научных площадках. По всем этим трем направлениям у нас возникли конкретные проекты, которые мы рассчитываем начать реализовывать уже сейчас.

Поделитесь Вашими интересными наблюдениями и инсайтами, полученными в ходе обсуждения на кораблях.

– Самым, пожалуй, интересным наблюдением на моем корабле было то, что у самого широкого круга структур, даже ранее не охваченного НТИ, таких как крупные компании, компании разного рода оборонной тематики – у них тоже есть потенциальная ниша в рамках НТИ. То есть, мы на глобальном рынке интересны как страна, которая может поставлять не только сырье, но и таланты, а также быть глобальным партнером в области создания систем безопасности. И вот эта тема чрезвычайно интересна, потому что она, с одной стороны, связана с такими традиционно сильными сторонами России, как ВПК, с другой стороны она насквозь технологична и говорит о новых рынках.

Вот это очень неожиданный, приятный и полезный результат корабля, он был совершенно неочевиден на старте, но очень полезен на финише.

Как вы видите дальнейшее развитие темы Университеты и международной кооперации в контексте НТИ?

- Достаточно сильное продвижение было сделано за прошедший год, с прошлого Форсайта, по теме университетов НТИ, на этом Флоте был сделан еще один серьезный шаг к пониманию уже конкретной роли университетов в реализации НТИ и в создании инфраструктуры экономики знаний. Основным выводом является то, что университет должен быть устроен не только как современная корпорация знаний, а быть «Университетом 3.0», то есть работать не только в образовании, науке, но и в предпринимательстве и создании новых рынков. Университет может и должен быть одним из центров глобальной сети обмена талантами, и включен в систему распределения потоков не только студентов, но и состоявшихся ученых в системе международного распределения труда. Российские университеты являются в настоящее время скорее центрами подготовки талантливых студентов и молодых ученых, которые потом уезжают работать в мировые центры или же, являются центрами развития национальной науки, которые, может быть, и участвуют в глобальной кооперации, но, тем не менее, пока на вторых-третьих ролях.

Сейчас в мире сформировались научные сверхдержавы, этот вывод тоже является результатом работы на Флоте, которые научились эффективно развиваться, вовлекая в свои сети кооперации вот такие вот национальные науки второго ряда. Нам необходимо сделать рывок, чтобы из этого второго ряда выйти в первый, то есть, тоже научиться привлекать к себе мировые таланты, возвращать свои таланты, и становиться, тем самым, глобальными игроками на рынках талантов.

Вот эта модель пока непонятна, непривычна и для многих еще сложновата, но это единственный вариант быть лидерами, или хотя бы в основной группе лидеров в той глобальной экономике, которая сейчас формируется.