Современная индустрия моды выполняет запрос покупателей на вещи с технологичным зарядом

Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Национальная палата моды по итогам питч-сессии 29 октября определили лучшие проекты в сфере Fashion-индустрии. Победителями были признаны: спортивная атрибутика болельщика с встроенной электроникой; система электронных лекал для создания одежды по персональным размерам; платье с подсветкой, чувствительной к окружающим условиям.

За последний месяц эксперты от бизнеса и индустрии моды, институтов развития, венчурных фондов отсмотрели и оценили более 100 стартапов. Питч-сессия была финальным событием, где команды представляли проекты, разработанные во время 72-часового Fashion Hackathon (хакатон в сфере высокотехнологичной моды), прошедшего в Москве на цифровом заводе «Сталь — Кузница Технологий».

АСИ планирует использовать итоги питч-сессии для оценки перспективности рынка Fashionnet Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты будут представлены на открытии первой региональной «Точки кипения» в Санкт-Петербурге 7-8 ноября 2016 года.

«Через пять лет вся индустрия моды будет так или иначе связана с этими решениями. Я совершенно уверен, что это может быть экстраполировано на весь мир. Проведенный Fashion-хакатон показывает, что наши надежды – не безосновательны», - сказал Александр Шумский, соорганизатор мероприятия, генеральный продюсер Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Он добавил, что пересечение моды с высокими технологиями - естественный процесс, он происходит не первый год. Есть запрос молодого поколения покупателей на вещи с неким технологичным зарядом, вместе с тем они хотят экологичные вещи - кто-то хочет выделиться, кто-то хочет быть первым. Современные дизайнеры пытаются найти ответы на эти запросы, инкорпорировать новые элементы, новые ткани.

Лучшие практики

Команда Refuge представила проект Feel the field - прототип экипировки болельщика со встроенной электроникой. Светодиоды позволяют высвечивать флаг любимой команды, через сеть может быть настроено взаимодействие с аналогичной одеждой других фанатов. Подсветка на футболках может дать единое изображение для всего стадиона или отдельной трибуны, а звуковые эффекты и вибромоторчики - оповестить о заметных событиях на поле. Проект получил приглашение на участие в форсайт-школе АСИ.

«Технологический уровень и перспективность команд пока нельзя оценить, так как у них было слишком мало времени. Исключением стал Refuge: молодцы, очень круто сделано за две недели! По крайней мере задумка хорошая, у них есть понимание, кому они продают и чем отличаются от других. То, что они сделали за 2 недели продукт, с которым к кому-то можно прийти - это показатель, что команда хорошая. Выполнимая задача, разумная бизнес-идея, это команда, которую можно «смотреть», - объяснил преимущества проекта эксперт Александр Горный, директор по информационным технологиям Mail.ru.

По словам Людмилы Таборской, директора IMG Fashion Russia самая крутая идея у проекта «Виртуальный портной» - это программа, создающая электронные лекала по размерам, которые позволяют шить персонально подогнанное белье. Команда планировала также заняться продажами, однако эксперт считает, что проект нуждается в доработке.

Александр Шумский согласен с Людмилой Таборской: «Мне кажется были интересные идеи, причем некоторые из них родились в ходе хакатона. Проекты и Nukleta, и Kere, и Refuge и CityBag достойны внимания и, если их развивать и правильно упаковывать, то могут получиться интересные истории».

Проект платья Confluents с подсветкой, меняющейся в зависимости от внешних условий, вызвал критику многих экспертов в части проработки бизнес-модели. Однако, впечатляющий внешний вид позволил команде Whisper получить приглашение на участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia следующего года с этим платьем.

«Оно мне просто понравилось, это чистый арт, никакого бизнеса там нет», - объяснил отношение к проекту Александр Семенов, исполнительный директор отраслевого союза «НейроНет». Он отметил, что были и проекты, перспективные в плане создания коммерции. К таким проектам можно отнести Nukleta и Kere. Первый представляет из себя одежду и аксессуары с подсветкой, а второй - кулон с OLED-экраном, на который выводится информация, например, с телефона. Если второе устройство - это типичный гаджет, пригодный для массового выпуска, то Nukleta эксперты рекомендовали модифицировать бизнес-модель. Александр Шумский по этому поводу высказал экспертное мнение: «Nukleta имеет собственные технологии. Но заходить на поле, где уже острая конкуренция, десятки тысяч дизайнеров - очень сложно. А вот комплект светящегося оборудования, который производители рюкзаков и одежды смогут сами вшивать, может быть востребован».

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, отметил, что ценность прошедшей питч-сессии не только в конкретных проектах, которые пока находятся на начальной стадии: «Высокие технологии изменят нашу одежду. Например, те вещи, которые показаны в проекте iFashion, может и не продадутся. Но если команда будет пробовать снова и снова, то вероятно создадут продукт, который изменит наше представление о моде и повседневной одежде».

Справка

Эксперты питч-сессии проектов Fashion Hackathon

  • Шумский Александр, исполнительный президент Национальной Палаты моды, президент Российской Недели моды
  • Песков Дмитрий, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ
  • Абдыкеров Сергей, директор департамента поддержки НТИ АСИ
  • Баулин Александр, директор департамента инфраструктурных проектов направления «Молодые профессионалы» АСИ
  • Гусев Алексей, директор по развитию инновационной экосистемы РВК
  • Горный Александр, директор по информационным технологиям Mail.Ru Group
  • Семенов Александр, исполнительный директор отраслевого союза «Нейронет»
  • Беляев Владислав, генеральный директор DeepHackLab
  • Саркисов Сергей, вице-президент группы компаний «Новард»
  • Андрикопулос Константин, директор по развитию бренда  Bosco di Ciliegi
  • Комиссарова Татьяна, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ
  • Петрова Екатерина, руководитель направления инновационных образовательных проектов ОАО РВК
  • Тихонова Мария, руководитель трека Creative Industries GenerationS-2016