InTalent рассказывает школьникам о «внутренней кухне» каждой профессии

В конце декабря 2016 года лидерский проект АСИ InTalent запустил сайт intalent.pro, помогающий школьникам 8-11 классов определиться с выбором будущей профессии и выстроить индивидуальную образовательную траекторию. О том, какие сферы деятельности будут востребованы в ближайшем будущем, как машинное обучение и работа с большими данными помогут выбрать свою профессию, кто сегодня инвестирует в профориентацию - рассказал лидер проекта InTalent Александр Костин.

- Александр, как вы помогаете школьникам найти свое призвание?

- Мое мнение: это невозможно сделать с помощью психологических тестов. Скорее, это практика. Дети должны пробовать себя в разных делах на практике. На сайте intalent.pro мы разместили пока четыре рубрики, которые представляют отрасли, или сферы деятельности. Это «Медицина и фарма», «IT-технологии», «Биотехнологии» и «Нейротехнологии» - это 58 профессий. В каждой из рубрик размещена подробная информация об отрасли, о профессиях в этой отрасли, подборка статей, интервью с экспертами, видео, ссылки на различные ресурсы. Это специально отобранный контент, который помогает именно ребенку, а не его родителям, сделать выбор.

- Значит ваша целевая аудитория – дети?

- Когда профориентацией за ребенка занимаются его родители или учителя, как правило, траектория строится на основе их собственных, субъективных представлений. В большинстве случаев это совсем не тот результат, который мог получиться, если бы ребенок сам выбирал то, что ему интересно. Поэтому мы – для детей.

- Почему вы выбрали именно эти четыре направления?

- Всего планируется разместить на сайте 25 отраслей. В данный момент выбраны наиболее перспективные и интересные для будущего поколения сферы. Мы внимательно изучили, чем сегодня активнее всего интересуется подрастающее поколение, просмотрели статистику, результаты различных форсайтов, которые проводило Агентство стратегических инициатив. Отрасли выстроили по приоритету, потому что качественно сразу все охватить не можем. Мы не занимаемся размещением банальной информации – уровни зарплат в профессии, в какой ВУЗ пойти учиться, куда - работать. Наша задача – рассказать о «внутренней кухне» каждой профессии, а это можно услышать только от профессионалов, интервью с которыми мы тщательно готовим. И на основе информации, полученной от таких профи, мы тщательно отбираем, дорабатываем, публикуем остальной контент.

У нас уже есть несколько новых отраслей, которые готовы к размещению на сайте. В месяц мы планируем добавлять одну-две новых отрасли.

- Допустим, ребенок изучит сайт и скажет: «Я хочу стать биоинформатиком». Что дальше?

- Он регистрируется на сайте и в личном кабинете выбирает эту траекторию (функционал выбора траектории появится в ближайшее время) - набор мероприятий сразу на несколько конкретных шагов. Каждый шаг - это экскурсия в офис компании, онлайн-знакомство и даже выполнение какого-либо проекта. Каждое мероприятие направлено на обучение, приобретение навыков, компетенций по профессии. После каждого шага система перестраивает автоматически траекторию в зависимости от полученной обратной связи.

В итоге ребенок знакомится с выбранной профессией во время практических стажировок и начинает понимать, ассоциирует ли он себя с этой сферой и со специалистами, которые в ней заняты, хочет ли он быть таким же, как они? Или выяснится, что у него были искаженные представления о профессии, которые с реальностью не имеют ничего общего. И тогда ребенок скажет, например: «Пойду-ка я лучше в поэты, не буду биоинформатиком». Либо, наоборот, он проникнется содержанием и пойдет дальше по выбранному пути.

- Как устроена система обратной связи?

- Своими выводами, итогами работы делится не только ребенок, но и организатор, принимающая сторона. Это обязательное условие того, чтобы двигаться дальше. Конечно, первые траектории мы выстраиваем вручную. Но в проект мы заложили концепцию работы с большими данными и машинным обучением (Machine Learning). Мы уже понимаем, какие алгоритмы необходимы для автоматизации и обработки обратной связи, и какие алгоритмы необходимы для того, чтобы строить траекторию. Чем больше будет накоплено данных, тем лучше будет отрабатывать алгоритм. И алгоритм сам себя будет обучать.

- Проект InTalent помогает или замещает функции, которые по идее должна выполнять школа, государство?

- Замещения функций нет, это невозможно, да и не нужно. ФГОСы предполагают достаточно большое количество часов для внеурочной, внеклассной деятельности, например, для экскурсий на предприятия. На дополнительных занятиях прокачиваются знания, необходимые для будущей профессии. Наша задача вместе со школой – дать эффективные инструменты, которые помогут ребятам сориентироваться в профессиях.

К примеру, ученику уже в 8 классе нужно выбрать выпускные экзамены. И пройдя несколько шагов по траектории, определившись с тем, что он хочет стать биоинформатиком, он начинает целенаправленную подготовку, меняет школу, посещает специализированные программы и курсы.

- Но почему этим вопросом занимается твой проект, а не государство?

- Во многих странах этим действительно занимается государство. Можно привести пример Великобритании - сайт nationalcareersservice.direct.gov.uk. Он дает возможность создать свой Action Plan или, как сейчас говорят – «дорожную карту» пути в профессию.

В России на образование стали обращать пристальное внимание только года четыре назад. Еще не всё успели сделать, хотя инициатив довольно много. Например, Школа новых технологий (проект Департамента образования города Москвы) организует экскурсии на производство, в офис Яндекса, КРОК. Но они не скрывают, что места в проекте заканчиваются буквально в течение нескольких часов – настолько высок спрос. Мы со своей стороны не просто предлагаем набор экскурсий, а индивидуально выстроенную траекторию, карьерный план, набор мероприятий, которые, на наш взгляд, наиболее подходят именно этому человеку, исходя из его текущих потребностей, знаний и интересов.

С другой стороны, в сферу профориентации в последние годы вошло много энтузиастов со своими образовательными проектами. Но на нас даже сегодня смотрят, как на инопланетян. И Минобрнауки говорит: «Это же коммерческие компании! Они пришли в образование зарабатывать деньги со своими непонятными продуктами».

- На чем вы деньги зарабатываете?

- В Intalent далеко не все мероприятия платные, как, наверное, думают некоторые чиновники. Причем в проекте прежде всего заинтересованы корпорации, которым нужны квалифицированные кадры. Они готовы инвестировать в проект.

- Но если компания вложит деньги в подготовку, а ребенок не захочет идти в нее потом работать? Нельзя же заставить.

- Заставить нельзя. Но в этом и задача корпораций – привлечь и заинтересовать будущих специалистов. Хотя это можно назвать нашей совместной задачей - увлечь талантливых, одаренных детей, чтобы они не уехали, например, за границу, а увидели, как классно можно работать здесь, что они могут реализовать в рамках Яндекса, или того же Ростеха, или Роскосмоса.

- Сегодня говорят о том, что образование не соответствует времени и потребностям рынка. Нам нужны совершенно другие университеты. Как ваш проект отвечает на этот вызов?

- Наш проект как раз направлен в будущее. Качество университетской подготовки важно, и мы не можем не учитывать этого, пока без университета все-таки невозможно получить полноценное, фундаментальное образование. Но я согласен, что университеты необходимо перестраивать. И мы, давая ориентир, куда поступать, формируем тем самым запрос на будущие специальности. Если уже на этапе участия в InTalent все больше детей захочет получать ту или иную специальность, университеты вынуждены будут открывать соответствующую кафедру или факультет.

Да, может быть, определенной программы по той или иной профессии сейчас еще нет, но мы понимаем, какой набор компетенций для нее нужен. И как минимум мы рекомендуем базовое образование, которое ребенок может получить, чтобы заниматься своим любимым делом.

- Если вы ориентируетесь на профессии, которых еще нет, то, например, управлению беспилотниками в университетах не учат.

- Мы ориентируемся на перспективные профессии в горизонте 10 лет. Но сегодня мы можем дать школьникам какое-то количество курсов, мероприятий, образовательных программ, которые будут развивать компетенции, необходимые оператору беспилотника. И даже при отсутствии учебной программы он сможет окончить вуз по смежной специальности и получить эту профессию, подтянув необходимые знания. На самом деле, ему не нужен будет профильный диплом. Вспомните, когда создавалась космическая программа Советского Союза, нигде не учили проектировать космические корабли. Были инженеры, были авиаконструкторы, и люди на практике, на производстве приобретали необходимые навыки, используя ранее полученные знания авиационной отрасли, осваивали смежную специальность. Для многих из них она стала основной.

- Профориентацией школьников сегодня занимается много организаций. Чем ваш проект уникален?

- Большое количество организаций - это хорошо, значит, мы выбрали востребованный рынок. Но я не знаю ни одного проекта, который целенаправленно занимается построением профориентационных траекторий, кроме InTalent, то есть не просто дает рекомендации, а именно строит. У нас процесс серьезно методологически проработан, мы с самого начала закладывали в проект автоматизацию – работу с большими данными и машинным обучением.

Мы рассматриваем другие проекты не как конкурентов, а скорее, как партнеров. Например, сейчас многие организации смотрят в сторону профориентации детей – это и Финансовая академия, и Рыбаков Фонд, и ФРИИ, и многие другие. Но дружить с конкурентами, лучше, чем воевать. На большом и сложном рынке именно так можно найти совершенно неочевидные, на первый взгляд, возможности для партнерства, совместно реализовать то, что одному проекту было бы не под силу.

- По вашим расчетам, сколько участников может присоединиться к проекту до конца года?

- Поскольку мы только запустились, я не рискну дать оценку популярности сайта именно сейчас. До конца года по нашим расчетам посещаемость intalent.pro должна составить миллион посетителей. А в проекте зарегистрируется 800 тысяч детей. Вопрос профориентации сейчас – один из самых острых для старшеклассников и их родителей. Меняется экономика, технологический уклад, жизнь ускоряется. Обилие юристов и экономистов, которые работают не по специальности – тоже весьма насущная проблема. И выбрать свой путь, найти свое призвание в этой ситуации – важнейший приоритет.

- С какого возраста ребенок может принять участие в InTalent?

- Мы ориентируемся на школьников 8-11 классов. Теоретически можно включиться в работу и в пятом, и в шестом классе. Если ребенок заинтересован, подготовлен, никаких препятствий нет. Да, какую-то информацию он просто не сможет понять, потому что у него не хватит знаний. Но при сильной мотивации и это разрешимо. Если ребенку интересна книга - он ее читает – не спрашивает разрешения, а просто делает, задает вопросы, если что-то непонятно, читает дальше. Если интересен какой-то предмет - он его сам изучит.

- Если участников будет 800 тысяч, как вы найдете к каждому индивидуальный подход? Это же огромное число людей.

- Для этого как раз и предусмотрено машинное обучение и работа с большими данными - чтобы процесс был максимально автоматизирован. При таком наборе несколько тысяч траекторий мы обработаем вручную, но затем в дело включится машина.