Поисковые службы предложили открыть данные сотовых операторов о месте нахождения абонентов

Использование данных сотовых операторов о месте нахождения абонентов может существенно сократить время поиска пропавших людей и спасти большое количество жизней, считают участники делового завтрака «Центр поиска пропавших людей: международный и российский опыт работы поисково-спасательных отрядов», который состоялся в Москве 22 мая.

«Часто люди погибают в лесу, имея при себе мобильные телефоны. Даже если телефон разрядился, его координаты остаются у сотового оператора, но согласно закону о связи, он не имеет права раскрыть их поисковым службам без решения суда», - сообщил руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел» Александр Михайлов.

Разрешение на получение данных о месте нахождения человека сейчас имеет только МВД. Александр Михайлов предложил упростить процедуру получения необходимой информации для поисковых служб - внести изменения либо в закон о связи, либо во внутренние инструкции МВД.

Руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел» Александр Михайлов

«В нашем случае решающим фактором является время. Если, например, речь идет о похищении ребенка с целью сексуального насилия, у нас, как правило, всего лишь три часа, чтобы найти этого ребенка живым. Если человек заблудился в лесу и поиски начались на первые сутки, мы с вероятностью 95% найдем его живым. На третьи сутки шансы падают до 50%», - подчеркнул руководитель добровольного поискового отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев.

Практика использования данных сотовых операторов в поиске пропавших людей уже применяется в Московской области. 

Оператор «112», по распоряжению минкомсвязи, имеет право определять место нахождения абонента, если человек обратился по телефону экстренной службы «Система-112».

Начальник отдела центра обработки вызовов ГКУ МО «Центр вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Павел Крылов

«В момент звонка на номер «112» мы передаем в МЧС данные о месте нахождения абонента. Если же человек не сам позвонил в службу «112», его родственники обратились, а человек заблудился в лесу, и его телефон может выйти на связь всего один раз в несколько часов, мы первыми узнаем о появлении абонента в сети и можем проинформировать соответствующие службы, занимающиеся его поиском», - рассказал начальник отдела Центра вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Павел Крылов. 

Опыт службы «112» будет использован в работе единого центра поиска пропавших людей, концепцию которого разработали представители добровольческого отряда «Лиза Алерт» совместно с Агентством стратегических инициатив. Центр должен стать основным координатором взаимодействия всех структур, задействованных в поиске людей.


«На базе центра будут работать программы по профилактике исчезновения людей, их реабилитации, алгоритму поиска, а также отделение оперативного реагирования и горячая линия», - рассказал Григорий Сергеев.

Представительства центра поиска пропавших людей появятся во всех федеральных округах. Предполагается, что в попечительский совет центра войдут представители МВД, МЧС, Минобороны, следственного комитета и РЖД.

СПРАВКА

По данным Росстата, в России ежегодно пропадает от 70 до 100 тысяч человек, из которых порядка 20 % не находят, это порядка 20-25 тысяч человек. Найденные люди сталкиваются со сложными психологическими последствиями, что приводит к личной трагедии и сложному процессу реабилитации. Добровольными поисково-спасательными отрядами накоплен практический опыт проведения широкомасштабных поисковых операций с привлечением сотен добровольцев, специалистов, средств массовой информации и интернет-сообществ, развивается сотрудничество с правоохранительными органами и МЧС, проводятся совместные учения.

Видео