Детей в Артеке научат проектировать города будущего и договариваться со взрослыми

Проектированием городской инфраструктуры и созданием комфортной урбанистической среды займутся ребята, приехавшие в Артек на тематическую смену «Городское пространство будущего для развития детей», которая открылась в лагере 16 июля 2017 года.

Отряд проектировщиков состоит из 62 человек от 12 до 17 лет, приехавших из 54 регионов России. Среди них 25 победителей всероссийского конкурса эссе «Мое будущее. Дети, меняющие мир», чьи идеи и решения по мнению жюри оказались не просто интересными, но и пригодными для реализации. В Артеке ребята в течение недели будут разрабатывать свои проекты и 22 июля представят их экспертам.

Директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев рассказал редакции сайта АСИ, как включать идеи детей в стратегии развития городов, с какими проблемами придется столкнуться и в каком направлении будет развиваться проект.


«Это вообще не про игру, это про реальные проекты, которые найдут применение в жизни города и отражение в управленческих документах на уровне органов власти. Взрослые сейчас уходят в «игнор», а это неправильно, нужно, чтобы дети и взрослые поняли друг друга, научились договариваться», - сказал он.

Делая проекты с детьми, мы показываем их обществу как полноценных партнеров для решения взрослых задач, им можно доверять, с ними можно иметь дело.

По его мнению, в основном города строятся для взрослых, дети и подростки не видят в них пространства для самореализации и просто уезжают из этих городов. Поэтому важно включать максимальное количество детей в создание разнообразной городской среды, где им будет комфортно жить и строить свое будущее.

Необходимость этой работы обусловлена еще и тем, что Федеральный государственный стандарт второго поколения предусматривает социальное проектирование как обязательную форму образовательной деятельности, в том числе и в предметной области. Это решает одну из главных задач образования - формирование межпредметных компетенций. «Как это должно работать, пока точно никто не знает. Сейчас проектная деятельность в школе сводится к написанию исследования по какой-то теме и полностью исключает практическую деятельность», - отметил Сергей Голубев. Он также выделил еще одну проблему - это неподготовленность учителей к проектной деятельности.


«Но это все решаемо», - заявил он и рассказал, как будет реализовываться пилотная инициатива - технология вовлечения детей в социальное проектирование по развитию местных сообществ, территорий и городских сред, которую в перспективе, после апробации можно выводить на федеральный уровень.

Во-первых, необходимо создавать федеральную систему мотивирования детей, чтобы они хотели занимались этой деятельностью. «Для детей это может быть понятная система, например, когда они получают 10 баллов к ЕГЭ за свое портфолио, в котором есть реализованные проекты, путевки в специализированные смены в Артеке, менторскую поддержку со стороны благотворительных фондов - как сейчас мы апробируем на этой смене», - пояснил он.

Во-вторых, это кураторство со стороны ведущих вузов, как региональных, так и центральных, имеющих развитую региональную сеть. Университеты, используя свои ресурсы и возможности, смогут обеспечить подготовку педагогов, формируя у них новые подходы к обучению и проектное мышление. В этой логике заказчиком такой программы, скорее всего, может выступить Минобрнауки России – считает Сергей Голубев.

«Пилотную инициативу можно делать через опорные университеты, в задачи которых входит развитие региона. Университет берет на себя обязательства по социокультурному проектированию региона, а регион софинансирует эту работу. Школы сейчас будут переводиться в подчинение субъектов РФ, таким образом, возникает связка "школа-опорные вузы-региональные органы власти", которая дает возможность нам двигаться вперед. Методологическую часть может дать АСИ в контексте технологии детских форсайтов, которая уже эффективно работает», - так представил механизм реализации пилотной инициативы по вовлечению детей в социальное проектирование Сергей Голубев.


Он также рассказал о положительном опыте внедрения детского социального проектирования в Костромской области, где были достигнуты договоренности с региональным руководством. Было подписано соглашение, в рамках которого муниципальные органы власти брали на себя обязательства поддерживать эти проекты. Ребята в городах собрали макулатуры на 126 тысяч рублей, разработали туристические безнес-проекты, разукрасили автобусную остановку. Очень важно, что взрослые откликнулись, вместе с ребятами прорабатывали эти проекты, поддерживали их. В Галиче, например, глава города сфотографировался у вечного огня, где ребята разбили клумбу, и выложил свою фотографию в социальные сети.

«Не стоит говорить о крупных масштабных проектах, пусть это будут небольшие локальные проекты, но за счет того, что их будет много, среда начнет меняться», - уверен Сергей Голубев.

Справка

Проект  по созданию городского пространства будущего для развития детей реализуется  в рамках инициативы Агентства стратегических инициатив «Навыки будущего». Второй год в Артеке проводится тематическая смена, в рамках которой через проектную деятельность ребята учатся сами создавать и улучшать городскую среду, где им расти, развиваться, становиться профессионалами и строить будущее.

Партнеры проекта: Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»ПАО «Сбербанк»Агентство социального инвестирования и инновацийРыбаков ФондРАНХиГС.