Правительство РФ утвердило изменения в «дорожную карту» по таможенному администрированию

До конца 2017 года правительство РФ проведет эксперимент по переходу на электронный документооборот при осуществлении государственного контроля в морских пунктах пропуска, а с 2018 года от предпринимателей перестанут требовать документы с отметками таможенных органов для «обнуления» НДС при экспорте товаров по железной дороге. Соответствующие изменения внесены в обновленную версию «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования, обсуждение которой прошло 25 сентября на совещании главы правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

Эксперимент в морских портах

В случае успешной реализации эксперимента участники внешнеэкономической деятельности смогут не предоставлять коносаменты для отметок о результатах государственного контроля. Сейчас, если товар импортируется морским путем и находится под контролем Россельхознадзора или Роспотребнадзора, то для его успешного выпуска необходим соответствующий штамп этих контролирующих органов. Данное требование об отметке на документе содержится в действующих решениях комиссии Таможенного Союза.

«Эти все процедуры согласованы с таможенными органами стран, входящих в Евразийский экономический союз, - отметил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. - Общее таможенное пространство должно быть достаточно унифицировано по своим процедурам, по регламентам. И [мы] будем продолжать эту работу с теми, кто пытается больше экспортировать из Российской Федерации. А для тех, кто импортирует, - чтобы процедуры были не настолько обременительными». 

Он сообщил, что к ратификации готовится договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Ожидается, что новый кодекс вступит в силу с января 2018 года.

Упрощение процедур при экспорте ж/д транспортом

При экспорте товаров по железной дороге с 2018 года предпринимателю больше не потребуется представлять бумажные документы с отметками таможенных органов для «обнуления» НДС на перевозки. Соответствующая правка также нашла отражение в обновленной редакции «дорожной карты» по таможне.

На данный момент, если предприниматель экспортирует товар по железной дороге, то для подтверждения «нулевого» НДС на перевозки ему необходимо самостоятельно доставить все соответствующие товарные накладные в ближайшую таможню, которая может находиться в сотнях километрах от места погрузки.

«Предприниматель, отправляя товар из небольшого города на Урале или Сибири, тратит не только деньги, но и столь ценное для него время, часами добираясь до ближайшей таможни, а его груз при этом простаивает на железной дороге, - пояснил Юрий Ковалев, заместитель руководителя рабочей группы АСИ по совершенствованию таможенного администрирования. - Если же этого не сделать, то с него будет взыскан НДС с суммы ж/д тарифа. Речь зачастую идет о миллионах рублей. Получается, что многим предпринимателям легче перевозить товары по автодороге, нежели ж/д транспортом, что сказывается как на качестве дорог в целом, так и на общей загруженности российских трасс».

Справка

Актуализированная редакция «дорожной карты» содержит 19 новых мероприятий. Среди них - внедрение системы управления рисками (СУР) при проведении ветеринарного, карантинного фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля, а также реализация принципа однократного таможенного досмотра (осмотра) товаров в морских портах.

Реализация новых мероприятий «дорожной карты» направлена на улучшение позиции России в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по направлению «Международная торговля».