«Пионеру-М» нашли инвестора в Северодвинске

Внебюджетную часть финансирования строительства научно-исследовательского автономного катамарана «Пионер-М» возьмет на себя Центр судоремонта «Звездочка». Реализация студенческого проекта обойдется бюджету и северодвинскому предприятию более, чем в 300 млн рублей. Судно будет спроектировано севастопольским ЦКБ «Коралл», строительство предполагается на Севастопольском морском заводе.

АО «Центр судоремонта “Звездочка”», расположенное в Северодвинске, возьмет на себя половину затрат на проектирование и строительство инновационного судна «Пионер-М», поддержанного Агентством стратегических инициатив. Предприятие подписало с Севастопольским государственным университетом договор о софинансировании проекта, о чем в конце прошлой недели сообщили в Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит крупнейший российский судоремонтный завод.

Проект предполагает паритетное инвестирование бюджетных и внебюджетных средств - по 150 млн рублей. Со стороны бюджета в судно через Севастопольский государственный университет вкладывается Министерство образования и науки РФ. 

Внебюджетным источником денег для «Пионера-М» стала «Звездочка». ОСК планирует вести строительство на Севастопольском морском заводе, филиале «Звездочки», чем и объясняется выбор корпорацией структуры-инвестора. Центр судоремонта стабильно генерирует прибыли: к примеру, по итогам прошлого года, по данным базы «СПАРК-Интерфакс» (www.spark-interfax.ru), завод получил 997,6 млн рублей прибыли при обороте 40,4 млрд рублей.

Подписание договора переводит проектирование будущего судна в активную стадию, говорится в сообщении корпорации. Работы по созданию технической документации для постройки «Пионера-М» возьмет на себя крымское ЦКБ «Коралл», также входящее в структуру ОСК. Предполагается, что проектное бюро в своей работе использует «новую методологию проектирования, основанную на 100% цифровом моделировании всех этапов жизненного цикла от эскизного проекта до утилизации». 

«Будет создана система управления жизненным циклом судна по параметрам эксплуатации и готовности, подготовлены к тиражированию на другие типы судов технологии безэкипажного судоходства, отработанные и использованные в НИС “Пионер-М”», - говорят в ОСК. Как следует из информации на официальном сайте ЦКБ «Коралл», севастопольское бюро специализируется на проектировании плавучих кранов, морских стационарных платформ и буровых установок.

«Пионер-М» представляет собой федеральный проект по созданию научно-исследовательского судна силами студентов. Катамаран будет оснащен дизельным двигателем и солнечными батареями, его длина составит 35 м, ширина - 22 м, а водоизмещение - 100 тонн.

Весь цикл работ по созданию судна растянется на три года, то есть изделие должно быть готово к эксплуатации к концу 2020 года. Решение о реализации проекта было принято летом прошлого года во время заседания экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) с участием Владимира Путина. Президент счел создание беспилотного судна важным проектом, отметив, что в некоторых странах такие суда уже созданы и приняты на вооружение. «Я обращаю внимание, что это может быть проектом такого двойного назначения»,— сказал президент в ходе заседания.

По словам вице-президента по техническому развитию ОСК Дмитрия Колодяжного, эксплуатировать судно по окончании строительства будет Севастопольский государственный университет. Предполагается, что учреждение будет как самостоятельно заниматься научными исследованиями, так и оказывать услуги сторонним научным организациям различной направленности. «Пионер-М» должен будет проводить исследования в диапазоне от экологического мониторинга прибрежных морских зон до подводной археологии. 

На этапе проектирования в судно будут заложены принципы малоэкипажности и модульности: изделие будет оснащено несколькими (на первом этапе тремя) съемными модулями контейнерного типа, представляющими из себя оборудованные лаборатории, которые можно будет менять в зависимости от научных задач. Как отмечает господин Колодяжный, ОСК реализует на Севморзаводе программу модернизации производства, и к моменту закладки «Пионера-М» предприятие будет полностью готово к его строительству.

Как отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, во времена СССР существовал большой флот научно-исследовательских судов, решавших широкий круг вопросов как в интересах народного хозяйства, так и в интересах обороны. Сегодня основные исследовательские суда принадлежат Министерству обороны, но они работают по своим программам, из-за чего военному ведомству не всегда удобно предоставлять их для гражданских исследований. По словам эксперта, строительство таких судов призвано решить две задачи: исследовать прибрежные морские зоны, в том числе российский шельф, и загрузить крымские судостроительные предприятия.