Школа уходит в «цифру»

1 ноября впервые площадкой крупнейшего международного образовательного саммита Global Education Leaders Partnership (GELP) стала Москва. Ведущие мировые эксперты собрались, чтобы разобраться, чему и как должна учить современная школа, чтобы подготовить детей к жизни в принципиально новом - цифровом - мире. Однако в первый же день работы стало ясно: все страны находятся в равном положении, ибо достоверного ответа на этот вопрос не знает никто.

Система образования работает так, как привыкла десятилетиями, если не столетиями. Особенно, в России, подчеркнул директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков: те же учебные программы, те же методики, те же экзамены. Между тем, на дворе установилась «цифровая эра», а «до 20 миллионов россиян не имеют навыков, необходимых для включения в цифровую экономику. Нужны быстрые и дешевые пути, чтобы вооружить их этими навыками. А где взять такие программы, непонятно!»

Более того. Помимо чисто профессиональной подготовки, сегодняшний работодатель ждет от выпускников системы образования дополнительных компетенций: умения работать в команде, способности брать на себя ответственность за решение поставленной задачи, инновационных умений и т.д. «Мы уверены, что мир вступает в эру командной работы», — говорят они. А такому виду работы система образования тоже не учит.

Не способствует она и другому вызову «цифровой эры», - констатировал образовательный саммит. Привлекательность виртуального мира сегодня настолько превосходит возможности реального, что даже люди «аналоговых поколений», не говоря о представителях «цифрового», чаще предпочитают виртуальное реальному, а, сделав этот выбор, перестают развиваться, постепенно превращаясь в живой придаток-флэшку к электронным девайсам.

Так как же нужно сегодня учить детей?

- Раньше мы говорили, какой контекст и какие технологии надо использовать при обучении. Но мы были слепы, - сформулировал главную проблему директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. - Мы не видели главного вопроса: а для чего, собственно, нам нужно образование? Сейчас этот вопрос ставится впервые. И я бы даже сформулировал его жестко, по-русски: «А на фига образование в современном мире».

- Главное в сегодняшнем образовании - не компетенции и не только навыки с технологиями, - разъяснил он. - Ключевая драма сегодняшнего образования - отставание учителей и родителей от детей. Мы слепы, чему и как учить, так как изменился век: настала эпоха разнообразия. И сегодня, как в свое время мир переходил от системы Птолемея к Копернику, так и мы переходим от модели педагога Каменского (средний ученик, средний человек) к миру персонализации и индивидуализации. Таким образом, принципиально меняется главная концепция образования. Раньше образование представляло собой трансляцию знаний, умений и навыков. Главной идеологией современного образования стала поддержка разнообразия, сегодня это - понимание того, что надо делать. А главным мотивом цикла образования стала готовность к изменениям.

Соответственно изменилась и роль учителя, подчеркнул Асмолов: «Сегодня это - мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное, - эксперт в поддержке разнообразия». Ведь вопрос в том, готова ли к этому наша школа.