Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, получат комплексную поддержку

Единые критерии комплексного подхода оказания помощи детям раннего возраста с особыми потребностями и их семьям разработали участники семинара, прошедшего в Самаре с 8 по 10 октября при поддержке Агентства стратегических инициатив, Фонда социальных инвестиций и администрации Самарской области. В работе семинара приняли участие представители органов исполнительной власти регионов, которые реализуют модель «Ранняя помощь» по поддержке семей, воспитывающих детей с различными заболеваниями.

Об этом сообщила заместитель руководителя департамента новых форм развития образования АСИ Надежда Иванова. Она отметила, что модель включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья. Однако, регионы, выстраивающие систему поддержки семей на основе модели «Ранней помощи», столкнулись с рядом проблем, связанных с взаимодействием, финансированием, координацией и разделением функций между организациями, оказывающими услуги в этой сфере.

«Семинар показал, что у субъектов РФ пока еще не сформировались единые подходы к созданию системы ранней помощи, и все субъекты по-разному организуют процесс ее становления. На семинаре удалось выработать единые критерии к построению управленческой модели оказания ранней помощи на региональном уровне. Эти критерии помогут сделать систему более эффективной при разных возможностеях и условиях регионов», - сказала Надежда Иванова.

Соответствие модели следующим критериям, по мнению участников семинара, сделает ее рабочей и обеспечит удовлетворение запроса со стороны семьи.

  1. Создание партнерской сети служб ранней помощи из организаций здравоохранения, социальной защиты, образования и негосударственных организаций.
  2. Взаимодействие учреждений системы ранней помощи по своевременному выявлению детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке, а также - медицинскому обследованию, обеспечению профильной медицинской помощью, оказанию образовательных услуг.
  3. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи.
  4. Работа с ближайшим социумом по формированию позитивного отношения к службе ранней помощи, работающей с семьями, воспитывающими проблемных детей и детей с ОВЗ.
  5. Организация и планирование процесса управления службой ранней помощи на межведомственной основе по направлениям:

  • комплексная диагностика семей и детей группы риска и с выявленными отклонениями в развитии
  • комплексная помощь детям группы риска и с выявленными отклонениями в развитии
  • информационно-просветительская, консультативно-методическая, психологическая и психотерапевтическая помощь семье
  • содействие семье в получении образования детьми
  • профессиональная подготовка и переподготовка специалистов службы ранней помощи

Как пояснила Надежда Иванова,  предложения, разработанные участниками семинара, АСИ представит всем субъектам для обсуждения. Впоследствии на основе обобщенных результатов как лучшие практики они будут использоваться для дальнейшего встраивания в работу по развитию региональных моделей системы ранней помощи при широком участии негосударственных поставщиков услуг.

Справка

Семинар по теме «Организационная и финансовая модель оказания услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями раннего возраста, организациями и учреждениями разного ведомственного подчинения, независимо от юридически-правовой формы» проводился в рамках проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей».
В семинаре приняли участие представители республик - Саха (Якутия), Коми, Карелия, Крым, Краснодарского края, Самарской, Мурманской, Архангельской, Ульяновской, Омской, Вологодской, Новосибирской областей, Ханты-Мансийского АО-Югры.