5 задач инновационного развития железнодорожного транспорта

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин принял участие в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, которое было посвящено вопросам развития российского железнодорожного транспорта. 

Участниками заседания стали: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев, Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, представители министерств и ведомств, руководители профильных компаний и вузов, а также резиденты инновационного центра «Сколково».

Перед началом заседания Дмитрий Медведев осмотрел передвижной выставочный лекционный комплекс ОАО «Российские железные дороги», расположенный на Рижском вокзале в Москве. Главе Правительства показали макет поезда «Сапсан», состав которого курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Премьер также ознакомился с характеристиками других высокоскоростных поездов – «Аллегро» и «Ласточка». 

После осмотра экспозиции Дмитрий Медведев провел заседание, где обозначил 5 ключевых вопросов, которые, с его точки зрения, необходимо решить для повышения эффективности отрасли и удовлетворения интересов потребителей и поставщиков: 

«Первое - это спрос на технологии проектирования и строительства, а также производство материалов, включая композитные (вот мы только что тоже смотрели их), создание новых видов оборудования». «Если этот спрос есть, то соответственно машиностроительные и металлургические компании должны создавать необходимый научно-технический задел, должны модернизировать и оборудование, и мощности для выполнения потенциальных заказов». 

«Второеэто продолжение технологической кооперации с ведущими зарубежными партнёрами. Такие партнёры у «РЖД» есть, они известны, это «Сименс», «Альстом». При этом следует, конечно, стараться выходить на максимально возможную локализацию по производству основных комплектующих и узлов, и у нас удачный опыт этого есть. По некоторым образцам эта локализация уже достигает 80%. Но заимствовать нужно не только передовые и научно-инженерные решения, но и подходы к планированию и организации производства». 

«Третье - собственные исследования и разработки. Они тоже идут, например, по созданию газотурбовозов, работающих на сжиженном природном газе». 

«Четвёртое – объём финансирования. Конечно, хорошо, что этим компания занимается, но понятно, что у компании (я имею в виду РЖД) денег на всё не хватит, несмотря на то, что это большая инфраструктурная монополия. Тем не менее, объём финансирования отраслевых исследований со стороны институтов развития уже сейчас, то есть со стороны других участников этого процесса, составляет около 40 млрд. рублей – тоже не фантастика, но это уже деньги, что называется!»

«Принято решение – и это пятое, что я хотел бы отметить, – о направлении части средств Фонда национального благосостояния в окупаемые (во всяком случае, мы надеемся, что они окупаемые) инфраструктурные проекты. Среди них строительство высокоскоростной линии Москва – Нижний Новгород – Казань. Проект уже получил одобрение на парламентских слушаниях. И другой проект – это модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали».