образовательная программа

по обучению лучшим практикам,

выявленным по итогам проведения национального рейтинга

состояния ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
в  субъектах   Российской   Федерации

ноябрь 2015

Организаторы:
Агентство стратегических инициатив
Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ
Российский союз промышленников и предпринимателей
Деловая Россия
Опора России
Торгово-промышленная палата РФ
Центр развития регионов

О программе

В ноябре 2015 года в Центре развития регионов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ была реализована образовательная программа, посвященная лучшим практикам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. С актуальными технологиями проектного управления, командообразования, а также с наиболее эффективными отраслевыми кейсами развития делового климата ознакомились более 1000 управленцев из 85 субъектов РФ.

Содержание образовательных семинаров формировалось на основе сборника лучших управленческих практик, выявленных по результатам полномасштабного Национального рейтинга 2015 года. Сборник содержит 23 лучшие региональные российские практики в области снижения избыточных административных барьеров, выстраивания межведомственного взаимодействия и повышения эффективности управления территорией.

85
Субъектов РФ
1047
Участников
12
Направлений
103
Преподавателя

Направления

Образовательная программа проводилась по 12 направлениям

Управленческое мастерство

Материалы

Упрощение процедур по выдаче разрешений на строительство

Материалы

Регистрация прав собственности на недвижимое имущество, кадастровый учет и кадастровая оценка

Материалы

Эффективность подключения к электросетям

Материалы

Эффективность работы организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами

Материалы

Выстраивание диалога власти и бизнеса, информационная поддержка изменений в регионе

Материалы

Поддержка малого предпринимательства, деятельность МФЦ

Материалы

Участие субъектов малого бизнеса в государственных и муниципальных контрактах

Материалы

Доступность трудовых ресурсов необходимой квалификации

Материалы

Развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере

Материалы

Проектное управление

Материалы

Лидерство и командное взаимодействие

Материалы

Лучшие практики

Регионы, показавшие лучшие методики по отдельным направлениям

Носителями лучших практик по эффективности процедур выдачи разрешений на строительство стали Москва и Ярославская область. Также отмечено наличие успешного опыта в Ленинградской и Курской областях. Сокращение числа органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере градостроительной политики с 63 до 30, разъяснительная работа с застройщиками, внедрение типовых регламентов и другие управленческие решения, позволили за 2012-2014 г.г. сократить среднее время получения разрешения на строительство для бизнеса в Ярославской области с 10 до 7 дней.

Белгородская область и Республика Татарстан вошли в число лучших регионов по совершенствованию процедуры подключения бизнеса к электросетям. Успешный опыт также был выявлен в Тульской области и Москве. В Татарстане в течение двух лет среднее время подключения к электрическим сетям сократилось со 120 до 45 дней. При этом количество административных процедур уменьшилось с 9 до 4. Данного результата удалось добиться благодаря выстраиванию системы взаимодействия между сетевыми и сбытовыми организациями, правительством Республики Татарстан и потребителями, созданию единой концепции обслуживания потребителей и Единой системы обслуживания, применению стандартизированных решений для уменьшения сроков технологического присоединения.

Носителями лучших практик в деятельности специализированных организаций по работе с инвесторами и привлечению инвестиций стали: Корпорация развития Тульской области, Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области, а также Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. Благодаря работе Корпорации развития, в Тульской области объем инвестиций в основной капитал к 2011 году вырос более чем на 30% (за счет всех источников финансирования с 2011 по 2014 г.) и составил более 348 млрд рублей. В Воронежской области рост объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств с 2009 г. по 2014 г. увеличился с 69,9 млрд руб. до 196,7 млрд руб. в год. В Республике Татарстан рост объема инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, на 1 человека увеличился со 106 156 руб. в 2012 г. до 132 843 руб. в 2014 г.

Лучшими регионами по развитию инвестиционной инфраструктуры стали Липецкая, Пензенская, Нижегородская область. Отмечено наличие успешных практик в Ульяновской, Ленинградской, Белгородской и Владимирской области. В Нижегородской области число промышленных парков выросло с 3-х в 2012 г. до 6-ти в 2014 г., за это же время количество бизнес-инкубаторов увеличилось с 5-ти до 8-ми. За два года число резидентов промпарков возросло в шесть раз (до 62-х). Сократилась длительность процесса получения статуса резидента промышленного парка – с 42 дней в 2012 году до 25 дней в 2014 году. Также стоит отметить, что в регионе было создано министерство инвестиционной политики.

Регионами с высокой долей удовлетворенности бизнеса качеством профессиональной подготовки трудовых ресурсов стала республика Татарстан и Тамбовская область. В Татарстане отмечают, что одной из причин эффективной работы является активное участие региона в движении WorldSkills. В Тамбовской области был разработан и внедрен механизм формирования прогнозных потребностей в профессиональных кадрах, создан областной Координационный комитет по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения, внедрена кластерная модель управления и созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Это позволило сократить долю нетрудоустроенных выпускников системы среднего профессионального образования до 0,3% в 2014 г. (4,2% в 2010 г.), а также увеличить долю выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии, от общего числа трудоустроенных до 98% (64% в 2010 г.).

По качеству обслуживания малого и среднего бизнеса через многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг лидерами стали Республика Саха (Якутия), Курская и Ростовская области. В Республике Саха (Якутия) МФЦ работают в 91,6% муниципальных образований. В Курской области увеличилось количество обращений в МФЦ представителей малого и среднего предпринимательства (2012 год — 3 140 обращений, 2013 год — 8 000, 2014 год — 17 500). Предоставлена возможность получения на базе МФЦ 33-х услуг федеральных органов исполнительной власти. В Ростовской области на базе МФЦ предоставляются 130 государственных и муниципальных услуг, из которых 57 доступны для бизнеса.

Лучшими практиками в организации доступа малого и среднего бизнеса к государственным и муниципальным контрактам стал опыт Калужской области, города Москвы и Пермского края. В Калужской области доля закупок у малого бизнеса выросла с 3% в 2013 году до 25,7% в 2014 году. На 30% снижено число закупочных процедур благодаря использованию системы совместных закупок. В Пермском крае доля закупок у малого бизнеса увеличилась с 13,6% в совокупном годовом объеме закупок 2013 года до 17,6% в 2014 году. Малый бизнес исполнил государственный заказ на 3 382, 4 млн руб., в том числе в рамках субподряда на 167 млн руб. В Москве рост доли закупок у малого бизнеса - с 5% в 2012 году до 17,5% в 2014 году. Осуществление всех закупок малого объема проводится в электронном виде через Портал поставщиков.

образовательная программа

по лучшим практикам

работы с предпринимателями,

оптимизации существующих регламентов

и процедур предоставления государственных услуг

Октябрь—ноябрь 2014

Организаторы:
Агентство стратегических инициатив
Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ

О проекте

В октябре-ноябре 2014 года Агентством стратегических инициатив совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была проведена серия образовательных мероприятий по лучшим региональным управленческим практикам работы с предпринимателями и оптимизации существующих административных регламентов, выявленным по итогам пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

По итогам пилотной апробации были выявлены лучшие региональные практики, которые были описаны в отдельном сборнике. В ходе работы использовались результаты экспертных интервью с представителями органов исполнительной власти регионов-лидеров Рейтинга, а также материалы этих регионов (справки о сложившихся практиках, нормативно-правовые акты, регламенты, методические рекомендации и пр.).

Анализ и верификация описаний лучших практик проводились экспертами-предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере, замеряемой рассматриваемыми показателями.

Для тиражирования выявленных лучших практик, а также для обмена опытом среди регионов, и были организованы образовательные мероприятия.

85
Субъектов РФ
486
Участников
4
Направления
27
Спикеров

Направления

Образовательная программа состояла из четырех направлений

Финансовые инструменты стимулирования и поддержка малого предпринимательства

Лучшие практики Материалы

Получение разрешений на строительство

Лучшие практики Материалы

Присоединение к электрическим сетям

Лучшие практики Материалы

Институты для бизнеса

Лучшие практики Материалы

Лучшие практики в регионах

Цели

  • Сокращение сроков и количества процедур
  • Исключение излишних процедур
  • Уменьшение сроков прохождения процедур

Основные проблемы

  • Сложный и долгий процесс строительства объектов сетевого хозяйства (включая сооружения «последней мили»)
  • Нехватка мощности в планируемой точке присоединения
  • Различное качество работы сетевых компаний
  • Отсутствие нужной потребителям информации по подключению к электросетям в простом и понятном виде

Результаты рейтинга

В национальном рейтинге улучшение инвестиционного климата фактор доступности энергетической инфраструктуры учитывался показателем А5.1 (среднее время подключения к электросетям) — это время от подачи заявки на подключение к электросетям до заключения договора на поставку электроэнергии. В расчет не входит время ожидания (простоя) по инициативе заявителя. Проводился опрос среди компаний, которые за последние 12 месяцев впервые подключали объект к электросетям на мощности от 15 до 150 кВт и протяженности присоединения до 300м.

По результатам пилотной апробации Рейтинга лидерами по показателю А5.1 стали Томская, Ульяновская и Тульская области. По итогам работы экспертной группы были выявлены дополнительные лучшие практики:

  • Ростовская область как носитель лучшей практики по созданию четкого регламента прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства линейных объектов и процедур, предшествующих им;
  • ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» как пример лучшей практики по созданию сайта в сети Интернет, направленного на предоставление полной и понятной информации потенциальному потребителю, выразившему намерение подключиться к электросетям
  • ОАО «Россети» как пример лучшей практики по созданию качественного, оптимального внутреннего регламента деятельности электросетевой компании

Ограничения

  • Ограничение роста тарифов
  • Перекрестное субсидирование
  • Недостаточно высокий профессионализм руководства сетевых компаний и региональных органов исполнительной власти

Ключевые элементы лучших практик

Регламентирование процедур

Разработка рекомендованного примерного регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям и его внедрение в электросетевых компаниях, работающих в регионе(Ульяновская, Ростовская области):

  • Регламент разрабатывается специальной комиссией / рабочей группой при поддержке губернатора
  • Содержит исчерпывающий перечень процедур
  • Прописаны сроки прохождения процедур
  • Исключены излишние процедуры (например, получение разрешения на строительство линейных объектов энергетической инфраструктуры)

Мотивация исполнителей

Мониторинг соблюдения сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям (Ульяновская область):

  • Результаты наблюдений напрямую доводятся до руководства электросетевых компаний
  • Проводится проверка качества предоставляемой услуги с использованием инструмента «тайный инвестор»

Планирование и прогнозирование

Опережающие развитие энергосетей с целью обеспечения возможности технического подключения в сроки, установленные законодательством (Тульская область):

  • Разработка различных сценариев прогнозируемого потребления электроэнергии в регионе
  • Синхронизация и контроль за инвестиционными политиками региональных сетевых компаний
  • Создание и внедрение качественного внутреннего регламента, регулирующего процесс прохождения процедур по техническому подключению. (ОАО «Россети»)

Информационные технологии

Создание интернет-сайта с целью упрощения ускорения прохождения процедур по подключению к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности (Томская область, ОАО «МОЭСК» (г. Москва), ОАО «СУЭНКО» (Тюменская область)):

  • Размещение полной информации об услуге подключения к электросетям
  • Возможность расчета необходимой подключаемой мощности и стоимости подключения
  • Возможность подать заявление на подключение через интернет-сайт для объектов мощностью до 150 кВт и напряжением до 10 кВ
  • Возможность отслеживать статус прохождения процедур через личный кабинет

Открытость информации

  • Раскрытие информации о доступных мощностях на центрах питания до 35 кВ (Томская область)
  • Сокращение сроков подключения к электросети для объектов с энергопринимающей мощностью не более 150 кВт (Ульяновская, Томская области)
  • Координация процесса подключения к электросетям для значимых инвестиционных проектов (Тульская область)

Цели

Сокращение сроков и количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство:

  • Исключение излишних и дублирующих друг друга процедур
  • Ускорение времени прохождения административных процедур
  • Создание качественных и понятных регламентов, регулирующих процедуру получения разрешения на строительство

Методика оценки

Проводился опрос среди компаний, которые получали разрешения на строительство жилого дома выше четырех этажей в течение последних 12 месяцев. Респондентов просили оценить два показателя: среднее время получения разрешений на строительство и общее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство.

Показатель А2.1 - Время получения разрешений на строительство жилого дома выше четырех этажей от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство для одного респондента. Не включается время ожидания по инициативе заявителя.

Показатель А2.2 - Общее количество процедур для получения разрешения на строительство жилого дома выше четырех этажей — это количество любых обязательных или обычно происходящих взаимодействий между сотрудниками компании и внешними контрагентами с целью получения разрешения на строительство от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство. Взаимодействие с разными отделами одной организации считается разными процедурами.

Результаты рейтинга

По результатам пилотной апробации Рейтинга лидерами по времени получения разрешения на строительство (показатель А2.1) стали Республика Татарстан, Челябинская и Калужская области.

Лучшие результаты по количеству административных процедур (показатель А2.2) показали Красноярская, Калужская области, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Алтайский край и Владимирская область.

Ограничения

  • Отсутствие развитой инфраструктуры
  • Недостаток компетенции у сотрудников органов, осуществляющих выдачу разрешения
  • Рекомендательный характер разработанных регламентов

Ключевые элементы лучших практик

Регламентирование процедур

Создание типового регионального административного регламента / методических указаний по прохождению процедур, который используется всеми муниципальными образованиями субъекта (Челябинская область, Республика Татарстан, Калужская область, Красноярский, Алтайский край):

  • Исключение из процесса выдачи разрешения на строительство лишних процедур
  • Введение регламента на всей территории субъекта
  • Актуализация регламента согласно изменениям в Градостроительном кодексе РФ

Территориальное зонирование

Создание понятной, качественной информализованной процедуры разработки документов территориального зонирования для всех муниципальных образований (Калужская, Челябинская области):

  • Привлечение к разработке высококвалифицированных специалистов
  • Постоянная разъяснительная работа пользователей регламента относительно прохождения процедур, связанных с получением разрешения на строительство
  • Использование информационно-цифровых моделей местности, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности

Типовые проекты

Ускоренное прохождение государственной экспертизы проектной документации при использовании типовой (проект повторного применения) проектной документации (например, школы, детские сады, жилые здания)(Челябинская, Калужская области)

Приоритизация

Сокращение сроков выдачи разрешения на строительство для особо важных объектов муниципального образования / субъекта РФ за счет приоритетной обработки запросов по подобным проектам (Калужская область):

  • Перераспределение ресурсов выдающих разрешения органов в пользу важных проектов
  • Первоочередное рассмотрение запросов

Параллельное прохождение

Прохождение процедур получения и согласования технических условий единовременно (параллельно) со всеми ресурсоснабжающими организациями (Челябинская область):

Межведомственное взаимодействие

Координация действий госструктур и сетевых организаций (электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения, канализации и т.д.) на этапе подготовки документов с целью ускорения процессов выдачи технических условий, согласования проектов и производства работ (Калужская область). В роли координатора могут выступать представители институтов развития субъектов Российской федерации (например, в Калужской области — Агентство регионального развития)

Информационные технологии (Республика Татарстан)

Использование информационных технологий для ускорения и формирования прозрачности прохождения административных процедур

  • Возможность подачи заявления через интернет-портал
  • Минимизация риска потери документов
  • Ускорение коммуникации между представителями различных госструктур
  • Возможность отслеживать статус заявления, исполнителей, резолюцию, сроки рассмотрения и т.д.
  • Размещение полной информации о регламенте получения разрешения на строительство или получения ГПЗУ в понятной и доступной заявителю форме

Мотивация исполнителей

Система мотивации сотрудников РОИВ, направленная на создание клиентоориентированного подхода к заявителям (Республика Татарстан, Калужская область)

Диалог бизнеса и власти

Создание форматов для выработки совместных решений бизнеса и власти в процессе разработки или совершенствования процедур (Челябинская область, Республика Татарстан, Красноярский, Алтайский край, Калужская область)

Обучение

Обучение представителей бизнеса, муниципалитетов и органов государственной власти работе с системой выдачи разрешений на строительство(Челябинская, Калужская области)

Цели

  • Эффективный поиск и привлечение инвесторов
  • Сопровождение проектов
  • Методика оценки

Показатель Б4.3 (региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами) оценивался экспертами — представителями делового сообщества, обладающими информацией о работе органа по привлечению инвестиций, по следующим критериям:

  • Обеспечение режима одного окна для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти
  • Содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»
  • Продвижение инвестиционных возможностей и проектов региона в России и за рубежом (в т.ч. через конференции, выставки, форумы)
  • Обеспечение взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона

Результаты рейтинга

Лидеры Рейтинга по указанному показателю:

  • Ульяновская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Алтайский край
  • Москва

Ключевые элементы лучших практик

Сопровождение инвесторов

  • Помощь в выборе площадки
  • Предоставление готовых производственных площадок
  • Создание единой рабочей проектной команды для решения проблем, состоящей из инвестора, сотрудников региональной организации по привлечению инвестора, членов правительства региона
  • Регулярный мониторинг статуса проекта, внедрение CRM, включая базу контактов инвесторов и систему напоминаний
  • Адаптация экспатов (иностранных сотрудников инвестора): помощь в выборе жилья, детских садов и т.п.

Квалифицированная команда

  • Построение системы мотивации, установка ключевых показателей эффективности для каждого сотрудника и КПЭ для всей организации
  • Проведение тренингов и курсов повышения квалификации

Продвижение региона

Участие в обеспечении функционирования интернет-портала и интерактивной карты инвестиционных площадок:

  • Подробное описание инфраструктурных и социальных объектов для части площадок
  • Описание муниципальных и коммерческих площадок
  • Идентификация и продвижение инвестиционных возможностей региона
  • Сбор информации по разным каналам, в т.ч. взаимодействие с владельцами площадок и риелторскими агентствами, поиск в сети Интернет
  • Требование к муниципалитетам о ежеквартальном обновлении информации
  • Сбор обратной связи от предпринимателей по работе портала

Проведение мероприятий для распространения информации о регионе и работе региональной организации по привлечению инвесторов, в частности:

  • Выступления на дискуссионных площадках, форумах, отраслевых мероприятиях (в т.ч. за границей)
  • Создание отдельного представительства в странах, осуществляющих активное экономическое взаимодействие с регионом, с учётом его экономической целесообразности

Взаимодействие с муниципалитетами

  • Обеспечение представительства корпораций в муниципалитетах (поиск, привлечение инвесторов, консалтинговые услуги)
  • Проведение обучения сотрудников муниципалитетов

Цели

  • Привлекательные для предпринимателей условия при низкой доле невозврата
  • Информированность предпринимателей и доступность поддержки
  • Методика оценки

При оценке качества регионального законодательства учитывался показатель Г4.2 — доля микрокредитов, выданных малым предприятиям государственными финансовыми структурами либо коммерческими структурами под поручительством региональных фондов в общем объеме кредитования.

Значение показателя основано на статистических данных Минэкономразвития России и Банка России. Показатель рассчитывается как доля кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства, в общем объеме кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • Микрокредитов, выданных субъектам малого предпринимательства региональными муниципальными микрофинансовыми организациями
  • Кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства коммерческими банками под поручительства региональных гарантийных фондов

Результаты рейтинга

Лидерами рейтинга стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская области, Приморский край, Челябинская область.

Ключевые элементы лучших практик

Обеспечение высокой мотивации персонала

Система мотивации сотрудников, включающая следующие показатели эффективности:

  • Суммарный объем выданных кредитов или гарантий
  • Доля просроченной задолженности
  • Качество обслуживания (например, сроки рассмотрения заявок и удовлетворенность предпринимателей)

Широкая представленность в регионе

Развитая инфраструктура системы микрофинансирования для обеспечения доступности поддержки:

  • Широкая и капиллярная филиальная сеть
  • Работа представителей в муниципалитетах (в т.ч. с использованием агентских соглашений)
  • Реализация мер поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Республика Саха (Якутия)

Работа с банками-партнерами

При осуществлении кредитования в состав кредитной комиссии банка входят представители фонда (Республика Саха (Якутия))

Ключевые элементы лучших практик

Приоритизация мер поддержки

Определение приоритетов в соответствии со стратегией региона и дифференциация условий финансирования в зависимости от выбранных приоритетов:

  • По видам экономической деятельности (например, отрасли, требующие дополнительной поддержки и (или) отрасли, на которых специализируется регион)
  • По районам (в т.ч. моногорода, районы с низким экономическим развитием, зоны опережающего развития) (Ульяновская область, Республика Саха (Якутия))

Использование разнообразных институтов

Использование регионом разнообразных институтов, оказывающих разные формы финансовой поддержки:

  • Гарантийные фонды
  • Фонды поддержки малого предпринимательства
  • Микрофинансовые организации
  • Кредитные потребительские кооперативы (Республика Саха (Якутия))

Формирование широкой линейки финансовых продуктов

Формирование регионом необходимого и достаточного перечня финансовых продуктов с привлекательными условиями для стимулирования кредитования малого предпринимательства:

  • Кредиты финансовым организациям на различные сроки, включая кредиты сроком до пяти лет
  • Поручительства перед коммерческими банками (Челябинская область)

Обеспечение финансовой устойчивости микрофинансовых организаций

Обеспечение финансовой устойчивости организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству:

  • Выведение на самоокупаемость в части покрытия операционных затрат доходами от деятельности
  • Внедрение системы управления рисками и показателей финансовой устойчивости, регулярный контроль за ними (например, процент просроченной задолженности, коэффициент самоокупаемости и пр.)

Минимизация срока рассмотрения заявки предпринимателей

  • Регламентирование сроков и процесса обработки заявок и соблюдение этих регламентов (Ульяновская область)

Повышение информированности МСП о предоставляемых возможностях

Активное распространение информации об условиях работы финансовой организации и микрофинансировании:

  • Проведение семинаров, посвященных поддержке субъектов малого предпринимательства, на всей территории региона
  • Реклама фонда в СМИ, ориентированных на МСП (как региональных, так и муниципальных), в т. ч. с приведением историй успеха предпринимателей, получивших финансовую поддержку
  • Участие в мероприятиях и проведение семинаров для представителей малого предпринимательства по вопросам микрокредитования
  • Включение модуля по возможным мерам финансовой поддержки во все образовательные программы по предпринимательству и активное внедрение таких программ в учебных заведениях всех уровней в регионе
  • Распространение буклетов в ФНС, центрах занятости, МФЦ
  • Распространение информации через банки-партнеры (Ульяновская область)

Спикеры Список участников

Преподавателями в обучении стали предприниматели с многолетним опытом работы по каждому из направлений обучения, а также представители регионов-носителей лучших практик со стороны региональных органов исполнительной власти, территориальных управлений федеральных ведомств и естественных монополий.
Нет фотографии спикера

Горелкин Владимир Викторович

Начальник управления территориального развития и архитектуры Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

«О решении проблемы с упрощением процесса согласования при строительстве, проблема последней мили при технологическом присоединении к электрическим сетям»
Нет фотографии спикера

Скрипальщиков Дмитрий Николаевич

Заместитель начальника управления перспективного развития сети департамента перспективного развития и технологического присоединения ОАО «Россети»

Ирина Масалева

Масалева Ирина Борисовна

Директор Департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Россети»

«О взаимодействии сетевой организации с потребителями услуг: качество информации и удобство для потребителя»
Пятигор Александр Михайлович

Пятигор Александр Михайлович

Заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг ОАО «МОЭСК»

«О взаимодействии сетевой организации с потребителями услуг: качество информации и удобство для потребителя»
Денис Тихонов

Тихонов Денис Владимирович

Заместитель Председателя Правительства Тульской области

«Опережающее развитие сетевой инфраструктуры»
Дмитрий Горевой

Горевой Дмитрий Николаевич

Начальник отдела развития электроэнергетики департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ

«Оценка деятельности субъектов РФ со стороны Минэкономразвития РФ: вопросы по KPI деятельности сетевых организаций в области технологического присоединения»
Нет фотографии спикера

Новоселов Егор Викторович

Директор департамента клиентского обслуживания ОАО «МОЭСК»

«О взаимодействии сетевой организации с потребителями услуг: качество информации и удобство для потребителя»
Васин Сергей Николаевич

Васин
Сергей
Николаевич

Генеральный директор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»

Кисельников Максим Владимирович

Кисельников Максим Владимирович

Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Владимир Попов

Попов Владимир Игоревич

Министр экономики Калужской области

«Модель привлечения и сопровождения инвесторов в Калужской области: Агентство и Корпорация. Особенности распределения функционала, КПЭ, масштабируемые решения»
Веселов Илья Борисович

Веселов Илья Борисович

Генеральный директор ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области»

«Оценка деятельности субъектов РФ со стороны Минэкономразвития РФ: вопросы по KPI деятельности сетевых организаций в области технологического присоединения»
Федченко Александр Сергеевич

Федченко Александр Сергеевич

Начальник департамента инвестиций Томской области

Нет фотографии спикера

Козьминых Наталья Васильевна

Председатель Комитета государственной поддержки инвестиционной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Департамента инвестиций Томской области

Руслан Гайнетдинов

Гайнетдинов Руслан Шевкатович

Председатель Правления фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области»

Павлов Вадим Вячеславович

Павлов Вадим Вячеславович

Заместителя Министра экономического развития Ульяновской области

«О деятельности фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области»
Сергей Болотаев

Болотаев Сергей Георгиевич

Директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан»

Коломыцина Татьяна Георгиевна

Коломыцина Татьяна Георгиевна

Генеральный директор «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)

Кормилицына Екатерина Ивановна

Кормилицына Екатерина Ивановна

Министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия)

«О комплексной системе поддержки предпринимательства и деятельности микрофинансовой организации "Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)"»
Ларионова Наталья Игоревна

Ларионова Наталья Игоревна

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации

«Оценка деятельности субъектов Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Требования к гарантийным фондам и микрофинансовым организациям»
Вероника Путилина

Путилина Вероника Юрьевна

Начальник отдела программ поддержки субъектов и инфраструктуры МСП и конкуренции Департамента развития МСП и конкуренции Минэкономразвития РФ

Козупица Сергей Андреевич

Козупица Сергей Андреевич

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

Луганский Рафаэль Абрамович

Луганский Рафаэль Абрамович

Начальник Управления обеспечения реализации мероприятий административной реформы Департамента градостроительной политики г. Москвы

Нет фотографии спикера

Кудряшев Владимир Николаевич

Заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

денисов Дмитрий Александрович

Денисов Дмитрий Александрович

Заместитель Городского Головы – начальник управления строительства и земельных отношений города Калуги

Передерий Виталий Сергеевич

Передерий Виталий Сергеевич

Заместитель Главы Администрации города Челябинска по вопросам градостроительства