Об инициативе

Кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2020 года.

В перечне поручений по итогам ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года были обозначены следующие задачи:

  • Создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «Ворлдскиллс Россия».
  • Разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, установив в качестве одного из его целевых показателей осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

Системные проблемы: причины и следствия

  • 1. Образование оторвано от работодателя. В большинстве случаев производственная практика студентов на предприятиях является формальной, необходимые навыки в полном объеме не осваиваются.
  • 2. Устаревание федеральных государственных образовательных стандартов в силу отсутствия эффективного инструмента быстрого обновления их содержания и соблюдения баланса «теория-практика».
  • 3. Длительный цикл внедрения профессиональных стандартов. От момента начала разработки до момента утверждения и внедрения проходит до 7 лет.
  • 4. Не финансируются кооперационные связки. Взаимодействие предприятий и учебных заведений, в том числе со-финансирование подготовки, осуществляется не системно, локально, без нормативной и единой методической базы.
  • 5. В большинстве колледжей страны оборудование не соответствует передовым технологиям, отсутствует возможность оперативного обновления материально-технической базы. Например, участники сборной России на мировых чемпионатах WorldSkills International, как и на современных российских предприятиях, сталкиваются с совершенно новым для них оборудованием и многофункциональными задачами.

Схема организации работ

Международный уровень

Международные стандарты и глобальная повестка

Федеральный уровень

Федеральные стратегии, планы, дорожные карты, нормативная база

Региональный уровень

Пилотная апробация
модели дуального
образования
13 регионов
Тиражирование
WorldSkills
68 регионов - ассоциированных членов
Комментарии

Екатерина Лошкарева

Советник Генерального директора Союза «Ворлдскиллс Россия», член WorldSkills Conference coalition

В рамках стратегической инициативы «Кадровое обеспечение промышленного роста» мы тиражируем лучшие региональные и корпоративные практики, выверенные системные решения на международный уровень с использование инструментов Skills Development working group BRICS, Global Education Futures Forum и WorldSkills Intenational. А наши лидеры, в свою очередь, получают доступ к формированию передовой федеральной и международной повестки в своих предметных областях. Каждый лидерский проект, каждая уникальная региональная и корпоративная практика, как и системные меры, приближают достижение цели более качественной, практико-ориентированной подготовки современных рабочих и инженерных кадров.

Глеб Никитин

Первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

Мы в Минпромторге особенно остро ощущаем нехватку квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Некоторое отставание в уровне качества обучения рабочим специальностям можно преодолеть путем интеграции нашей страны в международную инфраструктуру подготовки рабочих кадров и стимулирования человека к развитию собственных компетенций. WorldSkills является одним из серьезных элементов такой инфраструктуры. «Атлас новых профессий» - еще один уникальный проект, который поможет понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии, и какие новые специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем.

Марат Биматов

Президент Пермской Торгово-промышленной палаты

Дуальное обучение строится на сотрудничестве бизнеса и системы профобразования. В Прикамье координатором этого процесса выступает Пермская ТПП. Палата формирует заказ предприятий на кадры, курирует создание новых образовательных программ, развивает независимую оценку качества подготовки специалистов. Все элементы объединены в систему, которая доказала свою эффективность. Мы готовы делиться нашим опытом с другими регионами, ориентированными на создание высокопроизводительных рабочих мест.

Арсений Брыкин

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и реализации государственных программ АО «Росэлектроника»

Стремительное изменение бизнес-процессов, внедрение новых технологических решений и , оборудования, процессы автоматизации и другие тренды формулируют новые требования к кадрам и их подготовке. Цикл профессиональной подготовки студента зачастую не успевает за требованиями рынка и работодателей. В современных условиях ключевую роль играет опережающая подготовка кадров. Прогнозирование профессий и компетенций на перспективу является актуальным для стратегического развития всех крупных промышленных компаний России, в том числе ОАО «Росэлектроника».

Роберт Уразов

Генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия»

Именно сейчас необходимо внедрять современные стандарты мирового уровня в подготовке кадров, создавать все условия для проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills на высшем уровне в нашей стране и консолидировать экспертные сообщества для разработки компетенций.

Павел Лукша

Профессор практики, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково»

Инициативы АСИ в области профессионального образования демонстрируют наиболее целостный и системный подход к подготовке кадров под потребности экономики. За счет организации плотного взаимодействия между работодателями, системой образования и регуляторами удается достичь решения ряда накопленных проблем и внедрять лучшие мировые практики, такие как World Skills и дуальное образование. Очень важна связь этой работы с выработкой стратегического видения относительно будущих профессий, надпрофессиональных компетенций и новых образовательных форматов, которые мы можем получить только в диалоге с мировыми носителями лучших практик - это обеспечивает проект Global Education Futures и работа с Деловым советом стран BRICS.

Наталия Золотарева

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Ключевая цель для нас сегодня - обеспечить, чтобы квалификация наших выпускников соответствовала как требованиям регионального рынка труда, так лучшим мировым стандартам.

Система среднего профессионального образования является одной из основ экономического развития регионов и страны в целом. Сегодня, когда отечественные предприятия работают в условиях глобальной конкуренции, эффективность российской промышленности, производительность труда тесно связана с квалификацией сотрудников предприятий.

Таким образом, современная система обучения и подготовки, высокая квалификация рабочих и специалистов среднего звена - это один из важных факторов обеспечения глобальной конкурентоспособности нашей промышленности.

Исак Фрумин

Научный руководитель Института образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

«Атлас новых профессий» - это удачная попытка описать тренды, формирующие новые формы занятости и новые компетенции. Продолжение этого проекта вместе с исследованиями реального состояния компетенций населения может оказать колоссальное содействие развитию кадрового потенциала экономики России.

Светлана Крайчинская

Заместитель генерального директора по подготовке кадров Союза «Ворлдскиллс Россия»

Два ключевых принципа соревнований «учиться у лучших» и «учиться через дело» - ложатся в основу системы корпоративной подготовки наших кадров. В ходе конкурсных заданий участники учатся друг у друга, у экспертов ведущих промышленных предприятий.

Дмитрий Кайсин

Генеральный директор Открытой технологической академии (ОТА)

Одним из важных компонентов современной экономики является скорость распространения передовых знаний, технологий и компетенций. В нашем проекте Открытой технологической академии мы планируем создать инфраструктуру для быстрого получения дефицитных, но востребованных знаний и навыков. В идеале от совершения научного или технологического прорыва до превращения этих знаний в учебно-методический материал не должно проходить больше 2-3 месяцев. Причем учиться на примере передовых решений должны как действующие специалисты, так и студенты и школьники.

Вверх