Поиск Личный кабинет Регистрация

Улучшение
инвестиционного
климата

  • Агентство стратегических инициатив
  • Российский союз промышленников и предпринимателей
  • Деловая Россия
  • Торгово-промышленная палата РФ
  • Опора России
  • Клуб лидеров

Система работ по улучшению инвестиционного климата
в Российской Федерации

Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции. При этом часть административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, находится на региональном и муниципальном уровне.

Агентство стратегических инициатив реализует целую серию проектов, связанных с формированием благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечением инвестиций в субъекты Российской Федерации и повышением эффективности работы региональных управленческих команд.


НАЦИОНАЛЬНАЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА (НПИ)

«Дорожные карты» НПИ

«Дорожные карты» - планы мероприятий, подготовленные рабочими группами Национальной предпринимательской инициативы и направленные на улучшение инвестиционного климата в России - упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса. «Дорожные карты» утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации. В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбран ежегодный рейтинг Всемирного банка Doing Business («Ведение бизнеса»), а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density. Целевым показателем реализации «дорожных карт» НПИ является вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году.



В 2015 году завершился основной этап работы над «дорожными картами». В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 174-р, «дорожные карты» по развитию конкуренции, повышению качества регуляторной среды, расширению доступа МСП к закупкам госкомпаний и регистрации предприятий перешли в фазу мониторинга. Выполнены и планы мероприятий по совершенствованию налогового администрирования и оценочной деятельности. «Дорожная карта» по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта реализуется в рамках приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

По остальным направлениям НПИ продолжается взаимодействие с бизнесом - от внесения изменений в ряд «дорожных карт» до контроля за исполнением нормативных правовых актов.

496
правовых актов принято
54
процедуры сокращены
357
дней сокращено

Эффекты от реализации «дорожных карт»

1. Созданы новые федеральные стандарты оценки.

2. Унифицирована экспертиза отчета об оценке на подтверждение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.

3. Отменена обязательная экспертиза отчетов об оценке.

4. Введен досудебный порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.

5. Внедрены новые меры дисциплинарного воздействия в саморегулируемых организациях оценщиков.

Совершенствование
оценочной
деятельности

В годовых отчетах требования о раскрытии информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, дополнены следующими требованиями:

  • • о необходимости указания лица, заинтересованного в совершении сделки, и оснований его заинтересованности;
  • • о необходимости предоставления лицом, заинтересованным в совершении сделки, информации обо всех обстоятельствах его заинтересованности.
Корпоративное
управление

1. В 2 раза сокращен срок техприсоединения к электросетям – с 30 до 15 дней (объекты с максимальной мощностью до 670 кВт).

2. Сокращено число обязательных процедур для подключения к электросетям - с 10 до 3.

3. Отменены затраты предпринимателя на строительство электросетей от существующей сети до подключаемого объекта.

4. Введена беспроцентная рассрочка на 3 года при подключении к электросетям (объекты до 150 кВт).

5. Предоставлена возможность уведомительного порядка допуска объектов в эксплуатацию (объекты до 670 кВт и напряжением до 10 кВ).

6. Отменено согласование с сетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения (объекты до 150 кВт).

7. Введен электронный прием заявок на технологическое присоединение.

8. Введена процедура параллельного заключения договора энергоснабжения до завершения мероприятий по технологическому присоединению.

Подключение
к электросетям

1. Сокращены обязательные процедуры для старта бизнеса: по количеству - с 9 до 3, по срокам - с 30 дней до 7.

2. Введена онлайн-регистрация новых компаний.

3. Отменена обязательность печати для компаний.

4. Отменено нотариальное заверение заявления о регистрации компании.

5. Обеспечена возможность бесплатного онлайн-доступа к содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениям для любого интернет-пользователя.

Регистрация
предприятий

1. Утверждены 5 исчерпывающих перечней процедур в строительстве (в сфере жилого и нежилого строительства, строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения).

2. Уменьшилось число обязательных процедур в сфере жилищного строительства с 51 до 14, сокращены сроки почти в 2 раза - с 423 до 239 дней.

3. Введена обязанность власти проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлениям граждан и юридических лиц.

4. Установлена обязанность по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований на территориях, на которых приняты правила землепользования и застройки.

5. Введен 6-месячный срок – между датами утверждения генеральных планов городских поселений (округов) и программ развития транспортной и социальной инфраструктуры.

6. Установлена процедура административного обжалования действий чиновников в области строительства и земельных отношений.

7. Установлен порядок утверждения документации по планировке территории на основании заявлений граждан и юридических лиц.

Строительство

1. Продлен максимальный срок эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Госреестра, до истечения срока службы, но не больше 10 лет.

2. Закреплено категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие не окружающую среду.

3. На сайте Минфина создана горячая линия по консультированию предпринимателей об особенностях ведения бухучета и упрощенной системе налогообложения.

Качество
госрегулирования

1. Установлена обязательная квота закупок у субъектов МСП для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма.

2. Установлена обязанность заказчиков создавать совещательные органы.

3. Запущен ряд пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами МСП.

Доступ
к закупкам
госкомпаний

1. Утвержден Стандарт развития конкуренции в российских регионах.

2. Отменено понятие «доминирующего положения», если учредитель малого предприятия - физлицо, а его выручка – не выше 400 миллионов рублей в год.

3. Установлен запрет на осуществление закупок в случае, если между участником закупки и заказчиком существует конфликт интересов.

Поддержка
конкуренции

1. Внедрена возможность оплаты таможенных платежей онлайн.

2. Упрощены процедуры декларирования товаров – например, больше не нужно представлять документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.

3. Смягчена ответственность за нарушения в области таможенного дела.

4. Отменен ряд излишних требований (таможней - паспорта сделки, банками - бумажной копии таможенной декларации).

Таможенное
администрирование

1. Создан Российский экспортный центр – «единое окно» по финансовой и информационно-консультационной поддержке отечественных экспортеров.

2. Запущена программа Росэксимбанка по поддержке выпуска высокотехнологичной продукции - кредитование с субсидированной процентной ставкой.

3. Разработан комплекс мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли.

4. Упрощены процедуры подтверждения налоговой ставки 0% по НДС.

5. Внедрен порядок возмещения части затрат, связанных с поддержкой Внешэкономбанком производства высокотехнологичной продукции.

Поддержка
экспорта

1. Отменены командировочные удостоверения.

2. Продлен срок сдачи отчетности по НДС на 5 дней.

3. Внедрен режим добровольного «расширенного взаимодействия» налогоплательщиков и налоговых органов.

4. Введена возможность предоставить в банк электронную справку из налоговой об отсутствии задолженности.

5. Снижен порог для заявительного возмещения НДС - с 10 до 7 млрд.

6. Предоставлена возможность получения социальных налоговых вычетов на работе.

Налоговое
администрирование

1. Введена электронная регистрация права собственности.

2. Cокращен срок регистрации права собственности с 43 календарных до 7 рабочих дней.

3. Введена уголовная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений в документы.

Регистрация
собственности

Опросы предпринимателей


АСИ на регулярной основе проводит опросы предпринимателей, оценивая достигнутые эффекты по «дорожным картам». Реальные примеры правоприменительной практики помогают выявить и «контрольные закупки», которые организует всероссийское предпринимательское объединение «Клуб лидеров» совместно с представителями крупнейших деловых объединений.

ПОДРОБНО

Рабочая группа

При Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции создана рабочая группа, которая обеспечивает единую стратегию взаимодействия России с Всемирным банком – для повышения позиции нашей страны в рейтинге Doing Business. Ее деятельность направлена на реализацию дополнительных мер, необходимых для того, чтобы было проще и дешевле вести бизнес в стране. Рабочая группа оценивает практику правоприменения, выявляет актуальные проблемы, затрудняющие реализацию реформ, и оперативно реагирует на них.

ПОДРОБНО

Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства


Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них — Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь — оценивались вне рейтинга.

ПОДРОБНО

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации

Целевые модели — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах по 12 направлениям, для каждого из которых определено целевое значение и показатели оценки его достижения.

ПОДРОБНО

Всероссийский конкурс лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Конкурс был организован для того, чтобы выявить лучшие практики и инициативы социально-экономического развития, подтвердившие свою эффективность в регионах России и муниципальных образованиях, способствующие улучшению делового климата, повышению инвестиционного потенциала территорий.

ПОДРОБНО

Региональный инвестиционный стандарт

Региональный инвестиционный стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.

Региональный инвестиционный Стандарт – это возможность для бизнеса влиять на решения власти. Такая возможность реализована на базе эффективной площадки для коммуникации, какой по сути является Стандарт.

В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения.

ПОДРОБНО

Образовательная программа по лучшим региональным управленческим практикам

По итогам пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации были выявлены лучшие региональные практики, которые описаны в отдельном сборнике. В ходе работы использовались результаты экспертных интервью с представителями органов исполнительной власти регионов-лидеров Рейтинга, а также материалы этих регионов (справки о сложившихся практиках, нормативно-правовые акты, регламенты, методические рекомендации и пр.).

Анализ и верификация описаний лучших практик проводились экспертами-предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере, замеряемой рассматриваемыми показателями. Для тиражирования выявленных лучших практик, а также для обмена опытом среди регионов организованы специальные образовательные мероприятия.

ПОДРОБНО
Вверх