Дуальное образование является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности.

Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» одобрен решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 14 ноября 2013 года.

Заявки на участие в конкурсе
подали
23 региона России
30 января 2014 года с регионами-победителями конкурса пилотных регионов были подписаны соглашения о сотрудничестве. В марте 2015 года к реализации проекта присоединилась Белгородская область (в конкурсном отборе заявок разделившая 11 место с Самарской областью), в апреле — Тамбовская область, в мае — Самарская область.
10-ка победителей и финалистов по внедрению системы дуального образование
  • Калужская,
  • Ярославская,
  • Ульяновская,
  • Свердловская,
  • Нижегородская,
  • Волоградская область,
  • Московская область,
  • Пермский край,
  • Красноярский край,
  • Республика Татарстан.

Цель реализации

Разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия в подготовке кадров.

Основные задачи

  1. Разработка, апробация, внедрение и распространение моделей дуальной системы обучения в пилотных регионах.
  2. Разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия в подготовке кадров.

150
учебных заведений —
участников проекта
1100
предприятий —
участников проекта
57 306
студентов
в проекте
13 832
наставника
в проекте

Нормативно-правовые акты

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р).

П.4. Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

П.13. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

П.14. Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

П.16. Разработка предложений по совершенствованию участия представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р).

Ключевое событие 4.6. Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №366-р).

П.9. Реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Внедрение дуальной системы образования

Калужская область, Ульяновская область, Пермский край, Красноярский край, Ярославская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область, Тамбовская область, Самарская область. 

13
пилотных проектов
Московская область
Координатор: Министерство образования Московской области

  • 9 образовательных учреждений
  • 19 предприятий
  • 3786 студентов
  • 552 наставника
Калужская область
Координатор: Министерство образования и науки Калужской области, Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Калужский колледж информационных технологий и управления»

  • 1 образовательное учреждение
  • 1 предприятие
  • 280 студентов
  • 13 наставников
Ярославская область
Координатор: Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»

  • 10 образовательных учреждений
  • 12 предприятий
  • 157 студентов
  • 68 наставников
Белгородская область
  • 33 образовательных учреждения
  • 845 предприятий
  • 41974 студента
  • 9824 наставника
Тамбовская область
  • 12 образовательных учреждений
  • 42 предприятия
  • 1179 студентов
  • 402 наставника
Нижегородская область
Координатор: Министерство образования Нижегородской области, Нижегородская область Объединение работодателей «Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей»

  • 5 образовательных учреждений
  • 7 предприятий
  • 589 студентов
  • 130 наставников
Волгоградская область
Координатор: Министерство образования и молодежной политики Волгоградская торгово-промышленная палата

  • 5 образовательных учреждений
  • 7 предприятий
  • 589 студентов
  • 130 наставников
Ульяновская область
Координатор: Министерство образования и науки Ульяновской области

  • 68 наставников
  • 68 студентов
Самарская область
  • 30 образовательных учреждений
  • 120 предприятий
  • 1946 студентов
  • 503 наставника
Республика Татарстан
Координатор: Министерство образования и науки Республики Татарстан

  • 14 образовательных учреждений
  • 28 предприятий
  • 2826 студентов
  • 772 наставника
Пермский край
Координатор: Пермская торгово-промышленная палата

  • 5 образовательных учреждений
  • 3 предприятия
  • 187 студентов
  • 311 наставников
Свердловская область
Координатор: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

  • 18 образовательных учреждений
  • 23 предприятия
  • 2801 студент
  • 869 наставников
Красноярский край
Координатор: Министерство образования и науки Красноярского края

  • 5 образовательных учреждений
  • 5 предприятий
  • 639 студентов
  • 126 наставников
+
-

Москва 1

Результаты проекта

  1. Суммарно участниками проекта стали 150 учебных заведений и 1100 предприятий из 13 регионов России, в том числе: ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», Завод экспериментального машиностроения ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ОАО «Производственное объединение «Баррикады», ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», Закрытое акционерное общество «Авиастар-СП», ОАО «Татнефть», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Волжский трубный завод», предприятия группы «ГАЗ», ООО «Фольксваген Груп Рус» и другие.
  2. В регионах созданы коллегиальные органы по управлению проектом. В зависимости от специфики региона данную функцию могут выполнять Торгово-промышленная палата (Пермский край), Департамент внутренней и кадровой политики под руководством (Белгородская область) и др.
  3. При участии работодателей разработаны квалификационные требования к выпускнику, разработаны (модернизированы) образовательные программы, обновлена материально-техническая база проекта, проведено обучение производственного и педагогического персонала, разработаны нормативно-правовые документы для реализации проекта.
  4. Совместно с Минфином России и группой ЧТПЗ предложены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым расходы на обучение по системе дуального образования будут приравнены к расходам на обучение, и получат аналогичные налоговые льготы. Изменения вступили в силу с января 2018 года.
  5. В конце 2016 года независимый немецкий аудитор провел оценку эффективности функционирования моделей практико-ориентированного (дуального) обучения регионов Российской Федерации. По результатам исследования была отмечена положительная динамика развития дуального образования в пилотных регионах проекта.
  6. В рамках реализации проектов «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» были собраны и описаны регионами кейсы практико-ориентированной подготовки кадров на площадке «База эффективных практик».

Татьяна Кожевникова
Лидер проекта

«В дуальной системе очень большое значение уделяется практике. Несколько дней в неделю студенты находятся не в учебных классах, а в образовательном центре предприятия, где они на реальном оборудовании отрабатывают свои практические навыки. Таким образом, предприятие получает готовых специалистов, обученных в соответствии с их требованиями».
Евгений Колганов
Менеджер проекта от АСИ с 2016 года

«В ходе реализации проекта дуальная модель обучения доказала свою эффективность для российских реалий. Лучшие практики подготовки кадров тиражируются в 20 субъектах Российской Федерации в рамках апробации системного проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» и призваны помочь в построении системы подготовки качественных кадров для предприятий регионов».
Татьяна Головина
Менеджер проекта от АСИ до 2016 года

«Дуальная модель подготовки кадров в регионе предполагает участие в процессе подготовки, профориентации и независимой оценки качества подготовки как предприятий и образовательных учреждений, так и органов исполнительный власти, бизнес-объединений, объединений работодателей. Лучшие практики пилотных регионов будут положены в основу методических рекомендаций в рамках тиражирования проекта».

Часто задаваемые вопросы

Что понимается под дуальным образованием?
«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

  • источник целеполагания – запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
  • развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
  • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
  • преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. 26-37.
Какими документами регламентируется дуальная подготовка студентов?
Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

  • федеральный
  • региональный
  • локальный

Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.

Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Опыт пилотных регионов показывает, что общие рамочные условия организации образовательного процесса с использованием элементов дуального обучения определяются нормативными актами субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации сложилась своя терминология в рамках проекта, и документы могут иметь различные названия. Как правило, это «Положение о дуальном обучении» (также называется «Положение об организации обучения на рабочем месте»), «Положение о наставничестве», «Положение о базовом предприятии», иногда – «Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса», «Типовой ученический договор». Иногда эти договоры составляются сотрудничающими организациями самостоятельно на основе федеральных документов.

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. 39-43 + Приложение 1. Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Каким образом обеспечивается целевой набор студентов в группы?
Обеспечение целевого набора требует системной работы на уровне региона.

Выбор координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.

Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним их ключевых аспектов успешного функционирования дуальной модели образования, так как позволяет определить согласованный региональными представителями власти, предприятиями-работодателями и образовательным сообществом фокус направления подготовки специалистов и в последующем правильно выстроить соответствующие программы подготовки кадров.

Система профориентации направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Профориентация является действенным инструментом своевременного профессионального самоопределения человека, в соответствии с чем должна осуществляться как можно раньше (например, в Германии активная профориентационная работа начинается с 5 класса).

Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребности в кадрах и спросом на обучение.
Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?
Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.
Возможен ли отбор и обучение студентов на предприятии только части (10 чел) учебной группы? Проходят ли проф.пробы студенты с целью отбора в группу дуального обучения? Какие?
Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.

Опыт такой работы существует в пилотных регионах проекта. Можно посмотреть их кейсы в Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016: Пермский край – С.43; Белгородская область – С.48; Тамбовская область – С. 59; Республика Татарстан – С. 69; Новосибирская область – С. 78; Приморский край – С. 81.
Существует ли обязанность Предприятия платить студентам стипендии во время теоретического/практического обучения? Возможно ли отнесение данных затрат на себестоимость?
Обязанности, закрепленной законодательно на федеральном уровне, нет. Этот вопрос может регулироваться на региональном уровне. И, как правило, предприятия платят студентам стипендию, ее размер отличается в разных регионах и устанавливается, обычно, в рамках ученических договоров (см. Приложение 1 к Методическим рекомендациям: Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров).

На данный момент работодатели, обучающие студентов по дуальной модели, несут затраты на подготовку студентов - будущих сотрудников из чистой прибыли.

Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

На Портале нормативно-правовых актов РФ можно ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». Указанный Законопроект предусматривает внесение изменений в подпункт 23 пункта 1 и пункт 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Указанные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор на срок не менее одного года. Данный Законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.
Какое соотношение практического и теоретического обучения рекомендуется по дуальной модели? Есть ли рекомендуемый календарный учебный график (по годам)? Какие дисциплины, профессиональные модули и на каких курсах преподают студентам мастера производственного обучения (из колледжа), наставники с предприятия, преподаватели учебного центра предприятия?
Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать в учебном центре Маяка профессионального образования.

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения – освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.43; Белгородская область – С.48; Тамбовская область – С. 59; Республика Татарстан – С. 69; Новосибирская область – С. 78; Приморский край – С. 81; Кейс АО «ИСС», АО «Красмаш» - С. 87; Кейс ОАО ПНТЗ – С. 98, Кейс ОАО «НПП «Радиосвязь» - С. 92, ПАО «НПО «САТУРН» - С. 104; АО «Р-ФАРМ» - С. 113.
Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов? Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю? Кто входит в экзаменационную комиссию? Кто составляет теоретические вопросы, практические задания для оценки результатов обучения студентов?
Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. Концепцию и методику разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. 34-36.
Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?
Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое – тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.
Оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия?
При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант – 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.
Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?
Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. - 131
Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.
Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие – о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

  • Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения
  • Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности
  • Проектирование профессионального обучения
  • Организация и ведение профессионального обучения
  • Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Предполагаемое время готовности – конец 2016 года.