Кадровый стандарт — это стандарт современных практик, встроенных в систему управления регионом и направленных на обеспечение промышленности (экономики) высококвалифицированными кадрами.Кадровый стандарт предназначен для применения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, региональными органами исполнительной власти, отраслевыми, профессиональными организациями, партнерствами и работодателями в качестве руководства по реализации проектов внедрения модели кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в регионе.Кадровый стандарт учитывает результаты реализации системного проекта Агентства «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», результаты движения WorldSkills Russia, лучшие практики кадрового обеспечения субъектов Российской Федерации.
Цель кадрового стандарта — повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств
Мы предлагаем объединиться в партнерскую сеть, которая уже представлена во всех регионах России, и взять на себя сетевые функции. Это означает вместе с нами вы сможете:
В субъекте Российской Федерации должна быть разработана и утверждена стратегия кадрового обеспечения региона. Стратегия кадрового обеспечения разрабатывается в соответствии со стратегией социально-экономического развития и заданными целями, задачами, приоритетами развития экономики и промышленности региона. Стратегия кадрового обеспечения может приниматься в виде отдельного документа либо в виде раздела региональной стратегии социально-экономического развития. Стратегия кадрового обеспечения должна определять:
При внедрении Стандарта должна быть обеспечена личная заинтересованность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и соответствующий контроль работ по внедрению и мониторингу исполнения его требований.В субъекте Российской Федерации должен быть создан коллегиальный орган — Координационный совет (далее — Совет) при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, либо его заместителе, курирующем экономику и промышленность.В состав Совета должны входить: руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — РОИВ), ответственные за развитие промышленности и экономики, отдельных отраслей экономики, системы образования, управления региональным рынком труда и занятости; руководители региональных институтов и/или корпораций развития, ответственные за взаимодействие с инвесторами; ответственные за реализацию проектов и инициатив по технологическому развитию, а также лидеры региональных сообществ, участвующих в их реализации; руководители ключевых предприятий и бизнес-структур; руководители региональных объединений работодателей, бизнес-объединений; представитель регионального совета Союза; руководители ключевых образовательных организаций (ПОО, ООВО, ДО, ДПО) или их объединений; координатор, отвечающий за межведомственное взаимодействие в процессе кадрового обеспечения.Совет может быть сформирован на базе действующего в субъекте Российской Федерации коллегиального органа (например, Совет по улучшению инвестиционного климата) с привлечением соответствующих участников и дополнением состава функций.Совет должен выполнять следующие функции:
В регионе должен быть определен субъект, ответственный за межведомственное взаимодействие по вопросам кадрового обеспечения, осуществляющий вовлечение всех основных участников в процесс как со стороны заказчиков (инвесторов, корпораций развития, предприятий-работодателей, объединений работодателей, бизнес-объединений, и т.д.), так и со стороны исполнителей (РОИВ, образовательных организаций, центров занятости и т.д.), а также оперативную координацию процесса взаимодействия между ними. Координатор выступает в роли «единого окна» для участников процесса кадрового обеспечения. Координатором может выступать специально созданная организация, либо региональный институт развития (в том числе корпорации развития), объединение работодателей, бизнес- объединение, региональная торгово-промышленная палата, ведомство РОИВ, находящееся в подчинении главы региона, или другая организация, полномочия которой определенны Координационным советом и главой региона. Основные функции координатора:
Разработка и утверждение на уровне субъекта Российской Федерации соответствующей нормативно-правовой базы документов, обеспечивающих внедрение Стандарта. В субъекте Российской Федерации должен быть определен и утвержден типовой состав нормативно-правовых, методических и других документов, включая:
В субъекте Российской Федерации должен осуществляться кратко-, средне- и долгосрочный прогноз потребности регионального рынка труда в кадровых ресурсах. Долгосрочный прогноз потребности в кадровых ресурсах осуществляется на перспективу до 7 лет для выявления перспективных направлений развития рынка труда и проектирования развития региональной системы кадрового обеспечения, а также используется в рамках системы дополнительного образования детей и профессиональной ориентации учащихся школ по востребованным и перспективным профессиям. Среднесрочный прогноз потребности в кадровых ресурсах осуществляется на перспективу до 3-5 лет для проектирования механизмов кадрового обеспечения инвестиционных проектов, формирования государственного заказа на подготовку кадров для системы профессионального образования.Краткосрочный прогноз потребности в кадровых ресурсах осуществляется на перспективу до 3 лет для проектирования механизмов регулирования регионального рынка труда и занятости, а также формирования заказа на краткосрочную подготовку и переподготовку кадров в рамках дополнительного профессионального образования. Прогноз потребности в кадровых ресурсах должен основываться на прогнозе социально-экономического развития региона и учитываться при формировании стратегии кадрового обеспечения. Ключевые аспекты механизма прогнозирования потребности в кадрах и использования его результатов:
В субъекте Российской Федерации должна быть обеспечена профессиональная навигация учащихся общеобразовательных организаций через современные инструменты профессиональной ориентации и выстроена система дополнительного образования детей. Навигация осуществляется за счет проведения мероприятий и обеспечения актуальной информацией о востребованных и перспективных профессиях, возможности практического обучения навыкам и компетенциям данных профессий на современной материально-технической базе, прохождения профессиональных проб и возможности закрепления и демонстрации полученных знаний и навыков в рамках региональных и национальных соревнований (олимпиады по технологиям, чемпионаты профессионального мастерства). Ключевые инструменты навигации по востребованным и перспективным профессиям:
В субъекте Российской Федерации должны быть созданы механизмы практико-ориентированной, в том числе дуальной профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям, соответствующим приоритетам развития промышленности (экономики) региона, а также механизмы соответствующего ресурсного обеспечения. Для реализации практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных рабочих на системном уровне необходимо обеспечить координацию и взаимодействие между профессиональными образовательными организациями, предприятиями реального сектора экономики и региональными органами исполнительной власти, в том числе:
В субъекте Российской Федерации должны быть внедрены эффективные механизмы повышения качества инженерного образования и выстраивания эффективного взаимодействия работодатель-вуз по соответствующим специальностям. Для реализации практико-ориентированной подготовки инженерных кадров необходимо разработать и обеспечить легитимность механизмов координации и взаимодействия между региональными органами исполнительной власти и вузами, в том числе:
В субъекте Российской Федерации в процесс кадрового обеспечения (особенно в краткосрочной перспективе) должны быть встроены механизмы регулирования рынка труда и занятости, механизмы дополнительной подготовки и переподготовки кадров. Региональные органы, ответственные за регулирование рынка труда и занятости, должны быть вовлечены в процесс кадрового обеспечения региона. Механизмы регулирования рынка труда и занятости могут предусматривать:
Организация и реализация специализированной подготовки и переподготовки педагогических кадров всех уровней профессионального и видов дополнительного образования, включая мастеров производственного обучения, а также работников организаций реального сектора экономики, участвующих в подготовке кадров (например, наставников на производстве). Механизмы подготовки и переподготовки педагогических кадров должны предусматривать:
Мастера производственного обучения и наставники от предприятий должны владеть методикой оценки по стандартам WorldSkills и могут быть сертифицированы Союзом в части профессий и компетенций, по которым проводятся региональные чемпионаты профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в субъекте Российской Федерации.
Оценка качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации должна осуществляться на основе независимых и прозрачных механизмов оценки. При реализации независимой оценки качества подготовки кадров необходимо учитывать, что подготовка кадров должна осуществляться в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. В качестве механизмов независимой оценки качества подготовки кадров могут выступать:
Инструментом мониторинга качества подготовки кадров через государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена о стандартам WorldSkills и участие в системе чемпионатов «Молодые профессионалы» всех уровней является электронная система eSim.
В субъекте Российской Федерации должен осуществляться мониторинг системы кадрового обеспечения экономики через наличие системы показателей, соответствующих стратегии кадрового обеспечения, сбора соответствующих данных и рассмотрения результатов их достижения в органах, принятия решений, в том числе на заседаниях Координационного совета. Система показателей кадрового обеспечения должна включать показатели реализации положений Стандарта, а также показатели развития рынка труда и профессионального образования, обеспечения кадрами инвестиционных проектов, мониторинга трудоустройства выпускников, качества подготовки кадров и другие. Мониторинг трудоустройства выпускников СПО и ВО может осуществляться на основе данных, формируемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти3. Кроме этого, мониторинг может осуществляться непосредственно образовательными организациями или другими субъектами за счет формирования и ведения банка данных выпускников (путем заполнения анкет, составления резюме, создания электронной базы данных по выпускникам). С целью развития и оптимизации управленческих механизмов целесообразно в регионе стимулировать внедрение цифровой среды поддержки принятия решений, инструментов управления на основе больших данных, накопления данных сквозным образом для всех уровней и видов образования, а также данных о трудоустройстве с привязкой к единому профилю человека.
В субъекте Российской Федерации должно быть осуществлено обеспечение образовательного процесса современной учебно-методической базой, а также обеспечение доступа учащихся и преподавателей к высокотехнологичному современному оборудованию на любой из доступных площадок (колледж, предприятие, специализированный центр компетенций, ресурсный центр, многофункциональный центр компетенций, межрегиональный центр компетенций и т.д.). Должен проводиться периодический аудит существующей в субъекте Российской Федерации материально-технической базы обеспечения образовательного процесса. Возможные варианты обеспечения образовательного процесса материально-технической базой:
В субъекте Российской Федерации должен быть обеспечен свободный и удобный доступ заинтересованных лиц к основной информации о внедрении региональной модели кадрового обеспечения. Информация должна находиться в открытом доступе и оперативно предоставляться по запросу заинтересованных лиц. Способ размещения информации должен учитывать необходимость удобной навигации для пользователя. Состав информации о внедрении региональной модели кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста:
Информация о реализации независимой оценки качества подготовки кадров (например, о чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills и их результатах, о достижениях в рамках Олимпиады НТИ, рейтинги СПО и ВО и т.д.).
В 2018-2019 годах Агентство реализует мероприятия по внедрению Кадрового стандарта в 85 субъектах Российской Федерации на основании пункта 2 поручения Президента России Владимир Путина Пр-580 от 6 апреля 2018 г. (по итогам совещания по развитию системы среднего профобразования 6 марта 2018 года в Екатеринбурге).
В 2018 году для всех регионов России Агентство провело окружные сессии с целью информирования о методических и организационных аспектах, разработке планов, тиражировании эффективных региональных практик внедрения Кадрового стандарта.
9-10 августа 2018 года в Дальневосточном федеральном округе (г. Южно-Сахалинск), 4 октября в Сибирском федеральном округе (г. Омск), 11 октября в Северо-Кавказском федеральном округе (г. Ставрополь), 16 октября в Северо-Западном федеральном округе (г. Калининград), 18 октября в Южном федеральном округе (г. Ростов), 25 октября в Уральском федеральном округе (с приглашением ряда регионов Центрального федерального округа) (г. Екатеринбург), 30 октября в Центральном федеральном округе (г. Москва), 9 ноября в Приволжском федеральном округе (г. Самара).В настоящее время заключаются трёхсторонние соглашения о внедрении Кадрового стандарта между Агентством, Союзом и оставшимися субъектами Российской Федерации. Ряд регионов, подписавших соглашение, разработали и утвердили региональные дорожные карты внедрения Кадрового стандарта.