Отчет о реализации Инвестиционной стратегии Свердловской области в 2012 году – I полугодии 2013 года

В современных условиях привлечение инвестиций является залогом достижения стратегических приоритетов социально - экономического развития региона. 

В рамках инвестиционной стратегия заданы долгосрочные ориентиры инвестиционной политики, в соответствии с которой в Свердловской области ведется активная работа по повышению инвестиционной привлекательности и созданию комфортных условий для старта и ведения бизнеса


Результатом уже проделанной работы является увеличение объема инвестиций в основной капитал. Так, в 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 341,6 млрд. рублей, в январе-марте 2013 года – 47 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,2% выше уровня соответствующего периода в прошлом году. 

ДОРОЖНАЯ КАРТА 

Для систематизации работы по снижению административных барьеров для бизнеса утвержден План мероприятий («дорожная карта») на 2013 год по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в Свердловской области (далее – План). В ходе разработки Плана были проведены широкие общественные обсуждения с представителями бизнес–сообщества, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В итоге План содержит более 100 мероприятий со сроками исполнения и ответственными за их реализацию. В целях координации реализации указанного Плана создана Межведомственная комиссия по снижению административных барьеров и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности на территории Свердловской области. 

Комиссией уже проведена большая работа: 

1. Проанализированы регламенты «Екатеринбургской электросетевой компании», в результате чего будут сокращены сроки технологического присоединения потребителей к электросетям от 20 до 50 дней. 

2. Разработаны проекты соглашений по сокращению сроков технологического присоединения к электросетям. Соглашение с ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» будет подписано в середине июня. Соглашения с ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания» и ГУПСО «Облкоммунэнерго» будут заключены в рамках программ деловых мероприятий на выставке «ИННОПРОМ» в июле 2013 года. 

3. На сегодняшний день в первом чтении принят проект закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешение на строительство». Принятие данного законопроекта позволит сократить время оформления разрешительной документации для определенных в законе категорий объектов на 80 дней. Указанные мероприятия и ряд других мероприятий организационного и нормотворческого характера позволят выполнить целевые установки Президента Российской Федерации на 2013 год по снижению количества и длительности процедур для получения разрешения на строительство и технологического присоединения: - получение разрешения на строительство: в 2013 году 40 процедур; - подключение к электросетям: 8 шагов к концу 2013 года. 

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 

Начиная с 2011 года Свердловская область является «пилотным» субъектом Российской Федерации и участвует в оценке регулирующего воздействия проектов федеральных правовых актов. С 1 января 2013 года внедрена оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) направлена на выявление при разработке проектов нормативно-правовых актов положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации. ОРВ подлежат акты, регулирующие отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. 

Важнейший элемент процедуры ОРВ - публичные консультации. Они представляют собой получение обратной связи от представителей бизнес-сообщества. Данный механизм реализуется через сбор предложений на официальном сайте Административной реформы (ar.gov66.ru), где заинтересованные лица могут дать свои комментарии и предложения уже на этапе проработки идеи. 

Это, безусловно, правильнее, чем утвердить нормативный акт, а потом по замечаниям вносить в него изменения. Все поступившие в рамках публичных консультаций мнения рассматриваются в обязательном порядке. Сводная информация по поступившим предложениям, с указанием и обоснованием учета или неучета тех или иных предложений при разработке проекта акта, заключение об оценке регулирующего воздействия публикуются на официальном сайте. Таким образом, процесс принятия государственных решений становится более прозрачным и публичным, а предприниматели получают реальный шанс повлиять на данные решения. Все необходимые акты регламентирующие процедуру ОРВ приняты. 

Это и ряд принятых организационных мер позволили Свердловской области по итогам мониторинга, проведенного в марте 2013 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, стать лидером среди регионов России по внедрению ОРВ. Следует отметить, что в Свердловской области выбрана модель проведения ОРВ начиная с ранней стадии. То есть публичные консультации объявляются еще до разработки непосредственно проекта акта. Это позволяет собирать предложения относительно формата решения той или иной проблемы, подлежащей урегулированию. И только после сбора и анализа всех полученных мнений готовится проект нормативного акта. 

СТАНДАРТ АСИ 

С 2011 года Свердловская область взаимодействует с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее – АСИ) в рамках заключенного Соглашения о партнёрстве. Свердловская область является одним из «пилотных» регионов, принимающих участие в апробации основных положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (15 требований). 

В 2012 году внедрены все 15 требований данного Стандарта, в частности утвержден комплект ключевых стратегических документов: Инвестиционная стратегия и Инвестиционная декларация (закрепляет принципы взаимодействия органов государственной власти Свердловской области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности), порядок сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна», по которому все инвесторы заявляются в Министерство экономики Свердловской области и уже им осуществляется сопровождение инвестиционных проектов вплоть до заключения соглашения о сотрудничестве, порядок проведения оценки регулирующего воздействия. 

Тактические задачи на 2013 год обозначены в ежегодном Инвестиционном послании Губернатора Свердловской области. Также во исполнение Стандарта сформирован Совет по инвестициям в Свердловской области под руководством Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева. Совет, в состав которого вошли представители государственной власти, отраслевых союзов, бизнес-сообщества, профессиональных союзов, Агентства стратегических инициатив, рассматривает важнейшие проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона и вырабатывает оперативные меры по их решению. 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ АСИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

В Свердловской области организована работа по реализации инвестиционных проектов, рекомендованных автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» к тиражированию в регионах Российской Федерации. В феврале 2013 года подписан План реализации Соглашения о сотрудничестве между автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Правительством Свердловской области от 21.09.2011 г. (далее – План). 

Данным Планом предусматривается поэтапное выполнение 14 проектов в сфере модернизации социальной сферы, развития кадрового потенциала региона, улучшения делового климата. В ежемесячном режиме проводится мониторинг исполнения Плана по реализации Соглашения. На 1 июня 2013 года реализация проектов осуществляется в следующих направлениях: 

Так, по проекту «Детский сад нового типа» (комплексная реконструкция существующих детских дошкольных образовательных учреждений с надстройкой дополнительного этажа и переводом зданий в современные системы энергосбережения):

В 2013 году в рамках заявленного проекта предполагается провести реконструкцию 13 зданий дошкольных образовательных учреждений: 12 ДОУ с вводом в эксплуатацию в 2013 году и 1 учреждение с вводом в эксплуатацию в 2014 году. 


В рамках проекта на базе учебного центра Первоуральского новотрубного завода прошел первый Чемпионат России по мехатронике. В чемпионате приняли участие команды из Москвы, Санкт-Петербурга, Озерска, Магнитогорска, Первоуральска. Команда победителей (команда Первоуральского металлургического колледжа) представит Россию на международных соревнованиях WoldSkills International. 

Активно реализуется проект «Полеты по вертикали». 

В марте – апреле 2013 года проведен первый региональный открытый конкурс на вакансию «менеджер по продажам» для ведущего поставщика упаковочной ленты компании «Брендлента». 15 апреля 2013 года на заседании рабочей группы по повышению внутриобластной мобильности трудоспособного населения Свердловской области принято решение об организации презентации проекта «Полеты по вертикали», тематического круглого стола и открытого отбора кадров на площадке Форму «Иннопром – 2013» в июле 2013 года. 

15 мая 2013 года в Уральском государственном экономическом университете состоялась встреча представителей Правительства Свердловской области, руководителей среднего и крупного бизнеса свердловской области с руководителем Федерального проекта «Полеты по вертикали», членом Экспертного Совета при Правительстве РФ Сергеем Гуляевым. В рамках встречи прошла презентация проекта, призванная показать компаниям, что используемые технологии работают, и могут применяться в любой организации. Участники проинформированы о технологии Открытого отбора и первых результатах проекта. 

В целях реализации координации исполнительных органов государственной власти Свердловской области, отраслевых союзов и других участников проектов «Система национальных компетенций и квалификаций», «Полеты по вертикали» принято распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области». В состав вошли представители исполнительных органов государственной власти Свердловской области, Представительства Агентства стратегических инициатив в Свердловской области, отраслевых союзов, объединений работодателей, Уральского отделения РАН, высших учебных заведений, Регионального ресурсного центра развития профессионального образования. Разработаны проекты «дорожных карт» по реализации на территории Свердловской области проектов: «Полеты по вертикали» и «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». 

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ 

Одним из ключевых положений Стандарта является совершенствование механизмом поддержки инвесторов. Так, 2 апреля текущего года принят Закон Свердловской области, предусматривающий длительные налоговые каникулы (в течение 15 лет) в части налога на прибыль для резидентов особой экономической зоны «Титановая долина»: 
  • обнуление ставки по налогу на 10 налоговых периодов; 
  • с одиннадцатого по пятнадцатый налоговый период (5 лет) резиденты ОЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке 5 процентов, а с шестнадцатого налогового периода до прекращения существования статуса ОЭЗ – 13,5 процентов. 

Также Правительством Свердловской области принят пакет законопроектов, направленных на совершенствование мер налоговой поддержки в отношении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в регионе. Кроме того, предусматривается продление действия налоговой преференции в отношении вновь введенного имущества до 2020 года. Необходимо отметить, что указанные законопроекты разработаны в тесном диалоге с предпринимательским сообществом. 

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 

В современных условиях государственно-частное партнерство приобретает роль одного из основных инструментов для привлечения инвестиций в регион. По сути, государственно-частное партнерство является взаимовыгодным сотрудничеством государства и бизнеса, при котором в короткие сроки решаются социально-значимые задачи в регионе, а инвесторы получают широкий набор мер государственной поддержки для реализации своего инвестиционного проекта. 

В 2013 году Свердловская область на основе механизма государственно-частного партнерства сконцентрировала усилия по привлечению частных инвестиций на решение проблем недофинансирования реализации ряда объектов социальной сферы (объекты образования, здравоохранения, общественной безопасности). 

Так принято постановление Правительства Свердловской области от 10.04.2013 года №481-ПП «О реализации пилотного проекта по строительству дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования «Город Каменск-Уральский» на основе государственно-частного партнерства». Задачами на последующий период является запуск уже структурированных социальных проектов, а также привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, переработку твердых бытовых отходов, строительство автомобильных дорог и другие. 

На данный момент правовые основания участия Свердловской области в государственно-частном партнерстве регулируются законом Свердловской области от 23 мая 2011 года № 28-ОЗ «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве». 26 апреля 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Утверждение данного федерального закона потребует приведение регионального закона в соответствии с федеральной нормативной базой и разработку актуальных подзаконных нормативных актов. 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД 

В 2013 году в связи с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации у регионов появилась возможность создавать региональные инвестиционные фонды. Закон Свердловской области «Об инвестиционном фонде Свердловской области» утвержден депутатами в 3-х чтениях 4 июня 2013 года (от 17.06.2013 года № 53-ОЗ). В настоящее время находиться в разработке порядок предоставления его ассигнований. Это позволит ежегодно формировать гарантированные источники софинансирования реализации проектов государственно-частного партнерства.

Также наличие регионального инвестиционного фонда является обязательным условием для получения субсидии Инвестиционного фонда Российской Федерации. В 2014 году будет осуществляться отбор инвестиционных проектов для поддержки средствами регионального инвестиционного фонда, а в дальнейшем сформирована заявка на государственную поддержку за счет средств федерального бюджета.