К 2024 году 50% абитуриентов будут поступать с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»

Абитуриенты смогут оформлять документы онлайн для поступления в российские вузы к концу 2024 года. Об этом 19 июля на мероприятии по обсуждению суперсервиса по поступлению в вуз онлайн в рамках образовательного интенсива «Острова 10-22» рассказал директор департамента экономической политики Минобрнауки Андрей Омельчук.

При создании сервиса в России предполагается появление портала по онлайн-сбору заявлений, учету промежуточных и фактических результатов приемной кампании для вуза, абитуриента и его родителей, сдаче вступительных испытаний и подачи апелляций.

«Минимум 1 млн человек поступали в вуз в 2018 году на бакалавриат и специалитет, из них 380 тыс. – прошли на бюджет, а 520 тыс. – на договорную форму обучения. А к 2024 году не менее 50% абитуриентов будут поступать в вуз с использованием данного сервиса. – заявил Андрей Омельчук. -Приоритетом являются граждане России, поступающие на основе баллов ЕГЭ, выпускники школ и льготники. Сейчас на поступление один абитуриент тратит около двух недель личного времени, при этом, если речь идет о поступление в вуз в другом регионе, то добавляется еще как минимум одна-две поездки в другой регион, что сопровождается финансовыми затратами. Также к этому добавляются два-три дня в очередях».

По мнению руководителя центра цифрового развития АСИ Веры Адаевой, это уникальный сервис, который напрямую не связан с госуслугами, а сторонами выступает вуз и абитуриент.

«В рамках Острова мы организовали обсуждение формата оказания этого сервиса с ректорами и руководителями IT-подразделений вузов. Кроме того, такая модель сервиса подразумевает необходимость учета позиций вузов, частных компаний и обеспечения корректного обмена и раскрытия данных», – отметила Вера Адаева.

Целевая модель и концепция суперсервиса заключается в конечном проактивном сервисе в процессах выбора и поступления в вуз: он будет предлагать, сопровождать, напоминать и помогать абитуриенту ориентироваться во время приемной кампании. Личное присутствие абитуриента будет требоваться только на творческих испытаниях или на экзаменах, которые невозможно провести дистанционно. Сервис подразумевает полное электронное взаимодействие и максимум открытой информации, которой государство может делиться как с соседними суперсервисами, так и с абитуриентами и их родителями.

«У нас есть два соседних суперсервиса, которые будут участвовать в этом процессе – это «документы об образовании онлайн» и «трудовые отношения онлайн». В первом случае – это те документы, которые должны оцифроваться и абитуриенту не нужен будет аттестат при поступлении в вуз как бумажный носитель. Во втором варианте мы должны будем получить объективную статистику относительно того, как трудоустраиваются выпускники той или иной специальности, когда мы говорим не о номинальном факте трудоустройства, а с точки зрения того на какие оценки учился студент», – добавил Андрей Омельчук.

В модели предусмотрен открытый API, который позволит собирать всю информацию о системе высшего образования по 200 параметрам из систем Рособрнадзора, таким как рецензии, аккредитации, направления подготовки. В цифровую форму в результате перейдет все, кроме дополнительных вступительных испытаний, договора об образовании и его оплаты.

По мнению Андрея Омельчука, ключевые выгоды для студентов очевидны – меньше временных затрат на дорогу, более высокая прозрачность процедур поступления и возможность зачисления и получения приказа в государственном приложении.

«Нам важно, чтобы наш сервис был полезен ребятам-абитуриентам и их родителям, потому что поступление в вуз – это решающая веха в жизни для человека. Мы хотим ее облегчить, хотим, чтобы этот сервис был понятен и доступен и люди пользовались им в массовом порядке», – добавил замглавы Минобрнауки Сергей Кузьмин.