Российские поставщики слабо представлены на рынке закупок организаций системы ООН

Даже при наличии преференций для российских поставщиков в закупках организаций системы ООН предприниматели из РФ не проявляют особой активности и не пытаются выстраивать коллективный бренд для выхода на международные рынки. Об этом рассказала посол доброй воли ООН по промышленному развитию - ЮНИДО Вероника Пешкова в ходе мотивационной лекции о стартапах, которая состоялась 4 октября на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Москве.

«Нас (российских компаний) на площадке поставщиков ООН очень мало. Мы ничего не продаем по одной причине - мы просто никогда этим не занимались, мы даже не зарегистрированы как официальные поставщики. Есть портал закупок, на котором все 29 организаций системы ООН публикуют, что они покупают. И я очень прошу вас просто зарегистрироваться на ungm.org. Это бесплатно, в отличие от госзакупок, не нужны никакие взносы, не нужны никакие банковские гарантии, ничего этого не надо», - обратилась к предпринимателям Вероника Пешкова.

Она сообщила, что организации системы ООН для своих проектов закупают товары и услуги на сумму, сопоставимую с товарооборотом России и Казахстана. 90% поставщиков – это малый и средний бизнес, включая индивидуальных предпринимателей.

«Россия - очень активный игрок ООН, активный донор, мы даем деньги на помощь развивающимся странам, мы инициируем проекты от себя. На некоторых проектах, которые мы инициируем, мы можем поставить ограничение, что это только для российских поставщиков. Почему мы так не делаем? Когда мы так делаем, никто не приходит на тендер. Мы уже много раз наступили на эти грабли. Когда будет критическая масса российского бизнеса, мы сможем так делать, помогать», - сказала Вероника Пешкова.

Посол доброй воли ЮНИДО рекомендовала субъектам МСП объединяться в консорциумы и подавать коллективную заявку на участие в закупках.

«Можно заявить не только одну компанию, а консорциум компаний. Вы можете объединиться с другой компанией, не юридически, а в режиме подачи коммерческого предложения, и описать, как вы это будете делать. Не бойтесь вступать в партнерство. Есть такая беда у нас российская, мы поэтому ни коллективный бренд построить не можем, ни на тендер вместе выйти. Как-то боимся вступать в партнерство, а на внешнем рынке это очень помогает», - пояснила Вероника Пешкова.

При этом она отметила, что стать поставщиком ООН даже проще, чем выиграть тендер в госзакупках. Требования к компаниям минимальны – они должны существовать в правовом поле, осуществлять деятельность на протяжении нескольких лет, соблюдать законодательство своей страны и подписаться под этическим кодексом ООН.

«Еще одно отличие от российских государственных закупок – в ООН бывает и предоплата, и постоплата. Около 20% от суммы большого количество контрактов платится вперед. Если вы заключили опцион, вам точно заплатят, если вы это выполните. Вот этих страхов как раз-таки нет. Массы административных барьеров, которые мы слышим, когда говорим про госзакупки, их здесь нет», - сказала посол доброй воли ЮНИДО.

Главная причина слабого представительства России на рынке закупок ООН, по мнению Вероники Пешковой, заключается в том, что предприниматели мыслят слишком узко, мало кто из них способен на раннем этапе развития бизнеса думать «в контуре выхода на зарубежные рынки».

«Сегодняшний мир настолько маленький, многие ваши клиенты, вполне возможно, живут не на соседней улице, а, например, в Папуа-Новая Гвинея. Поверьте, там тоже есть предпринимательское сообщество, которое тоже ищет себе возможных партнеров. В Чили очень активные люди, в Перу много чего хотят сделать и делают. Поэтому, когда вы думаете про идеи для своих проектов, не ограничивайтесь открытием представительств еще в двух российских регионах. Постарайтесь начать думать глобальным миром. Сегодня для того, чтобы продать свой продукт в Новую Зеландию, даже не обязательно туда ездить», - заявила она.

В качестве примера запросов от организаций системы ООН Вероника Пешкова привела тендеры на образовательные услуги, на организацию мероприятий, проекты в сфере ЖКХ и технологические решения для устойчивого развития, например - переход на биоразлагаемую упаковку.

«Тема экологии очень актуальна во многих странах мира, ООН по промышленному развитию ищет подобные решения и регулярно их кому-то предлагает, потому что такие запросы от стран идут», - подчеркнула посол доброй воли ЮНИДО.

Актуальность экологических трендов, популярность использования переработанных материалов в производстве товаров народного потребления подтвердила и руководитель RP Group International, основатель компании Russian Pointe в США Александра Ефимова.

«Мы видим, что все больше компаний пишут на своих сайтах, что этот свитер, эти брюки или эти сумки были сделаны с использованием 12 бутылок, которые были выловлены из воды, что в производстве были использованы экологически чистые материалы. Это общая тенденция, которую мы наблюдаем, это становится социальной ответственностью бизнеса. Умные ткани, которые обладают определенными качествами – без запаха, без бактерий. Теперь одежда имеет такие свойства, чтобы ее не только можно было носить, а чтобы еще она обладала хорошими качествами», - рассказала Александра Ефимова.