Road Show Инвестклимат.РФ: Нам важно знать, сколько раз вас «отфутболили»

Сегодня в рамках Road Show Инвестклимат.РФ состоялась встреча представителей АСИ с предпринимателями Центрального федерального округа (ЦФО). Мероприятие было организовано представительством АСИ в ЦФО, недавно созданным в Калуге. 

Руководитель представительства Виталий Еремеев отметил, что среди стоящих перед ним задач – поиск новых проектов, которым необходима поддержка, выявление системных проблем, мешающих развитию бизнеса и мониторинг исполнения дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). 

«Очень важно получать обратную связь от предпринимателей, и сегодняшнюю встречу мы проводим именно для этого», - подчеркнул Виталий Еремеев. Он также добавил, что открыт к любым предложениям и не будет делать секрета из номера своего мобильного телефона. 

Руководитель департамента мониторинга Национальной предпринимательской инициативы АСИ Дмитрий Воронков рассказал о механизмах участия в этой работе представителей предпринимательского сообщества: 

Во-первых, с участием представителей бизнеса сформированы и действуют рабочие группы по каждой дорожной карте, которые дают заключение, считать ли тот или иной пункт выполненным. 

Во-вторых, создан портал Инвестклимат.РФ, который дает каждому предпринимателю в стране возможность высказать свое мнение о том, насколько эффективно реализуются дорожные карты, и оставить свои предложения. Сейчас на портале зарегистрированы 3400 человек, из которых 1300 – представители бизнеса.  

Результаты мониторинга аккумулируются в виде доклада, который на регулярной основе предоставляется руководству страны. 

Road Show Инвестклимат.РФ в Калуге


Эти карты вступили в активную фазу реализации, и важно понять, насколько реально они меняют положение дел в той или иной отрасли. 


Участник разработки дорожной карты по энергетике Александр Хуруджи отметил, что по подключению к энергосетям в рейтинге Doing Business Россия сейчас занимает 184 место из 185. Всемирный банк пришел к выводу, что в РФ с подключением сложно (10 процедур), оно занимает много времени (281 день) и стоит дорого (6 млн рублей). Цель – к 2018 году войти в 20-ку. 

Сейчас для предпринимателей проводится опрос о том, что первичнее – скорость или цена подключения. Что касается сроков, то анализ выявил, что все зависит от количества процедур, через которые приходится пройти предпринимателю.
 
Александр Хуруджи

«Вы, к примеру, пришли подавать заявку в электро сетевую компанию, но у вас ее не приняли. Нам важно знать, сколько раз вас «отфутболили», - заявил Александр Хуруджи.

Он также отметил, что есть процедуры, которые сейчас вообще не регламентированы. При этом уже наблюдается эффект от реализации дорожной карты: так, срок подключения к энергосетям для всех потребителей существенно сократился. 

Еще одна проблема, решить которую призвана дорожная карта, - повышение уровня раскрытия информации. 

«К примеру, где взять информацию о том, что у моего соседа есть лишняя мощность и ее можно перераспределить?» - объяснил Александр Хуруджи

Говоря о новых мероприятиях дорожной карты, он обратил внимание на введение типовых форм договоров энергоснабжения и введение регламентированных сроков согласования с сетевыми организациями проектов внутреннего и внешнего энергоснабжения для объектов свыше 150 кВт (цель – 15 дней). 


Руководитель проекта департамента мониторинга НПИ Михаил Уткин рассказал, что карта призвана упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях строительства. 

Михаил Уткин

В 2012 по индикатору «Процедуры получения разрешения на строительство» рейтинга Doing Business Россия занимала 178 место, цель – 34 место. 

Предполагается сократить число процедур до 11 (в 2012 – 51) в 2018 году, совокупное время провождения всех процедур – до 56 дней (в 2012 – 423), затраты – до 101% от валового национального дохода на душу населения). 

В конце июля был утвержден новый вариант дорожной карты, который включает 19 пунктов и подразумевает 25 мероприятий. 


Коммерческий директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Донцова рассказала о мерах, предусмотренных дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». 

По ее словам, карта призвана облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ, и предусматривает 60 мероприятий. Цели проекта – сократить количество документов, требуемых для пропуска товара через границу, сроки подготовки документов и прождения всех процедур, и снизить их стоимость.  

Среди принципиальных вопросов, которые необходимо решить: 
  • внедрение технологии осуществления таможенного контроля по принципу «одного окна»

  • совершенствование механизма уплаты таможенных платежей и развитие института финансовых гарантий

  • совершенствование инфраструктуры, включая техническое оснащение пунктов пропуска

  • развитие института уполномоченных экономических операторов (получившие этот статус могут доставлять товары для декларирования сразу на свой склад, минуя склады временного хранения и соответственно экономить деньги). 

Галина Донцова обратила внимание на пункты, касающиеся деятельности таможенных представителей: 

«Обсуждается вопрос о том, чтобы разрешить таможенным брокерам создать саморегулируемую организацию и отказаться от жесткого регулирования их деятельности». 

Также эксперт отметила такой пункт дорожной карты, как обеспечение возможности получения плательщиком информации о движении уплаченных им денежных средств через «личный кабинет». 

Между тем, некоторые пункты дорожной карты пока не исполнены. Так, не утвержден план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, не обеспечен межведомственный документооборот без участия декларанта, не разработана программа по предоставлению соцгарантий должностным лицам таможенных органов, не упразднены избыточные критерии по исключению из реестра таможенных представителей. 

В ходе встречи предприниматели высказали много замечаний и предложений, которые обязательно будут использованы при работе над дорожными картами.