ѕоиск /–егистраци€

ћастер, жесткий тренер, ментор и друг Ц основные модели наставничества в проектах экосистемы ј—»

21 ƒекабр€ 2019
‘ото: “ать€на ћастерова | ѕресс-служба ј—»

ћодель Ђкнута и пр€никаї подходит дл€ взрослых участников проектной де€тельности, образ друга и соратника Ц†дл€ детей, ментор Ц дл€ начинающих предпринимателей, мастер Ц дл€ тех, кто осваивает профессиональные компетенции в любой сфере. “акие варианты организации наставничества наиболее попул€рны среди проектов участников экосистемы јгентства стратегических инициатив (ј—»). –оли, мотивацию и функционал наставников они обсудили 20 декабр€ на площадке Ђ“очка кипени€ї ј—» в ћоскве.

—оставить коллективный портрет наставника экспертам не удалось. ќни пришли к выводу, что модели наставничества должны отличатьс€ в зависимости от целевых групп. Ќесмотр€ на схожие позиции о наличии нематериального Ђдвижкаї в мотивации наставников, договоритьс€ о том, нужно ли вводить финансовые стимулы, участникам дискуссии не удалось. ћнени€ по этому вопросу расход€тс€.

ћодели наставничества и роли наставника

ѕогружение в профессию

  • –оль наставника: носитель компетенций

¬ проекте WorldSkills Russia дл€ школьников ЂЅилет в будущееї наставник занимает позицию мастера, который погружает своего подопечного в практическую де€тельность. Ёто Ц наиболее эффективный способ освоить профессиональные компетенции в любом возрасте, уверен заместитель генерального директора —оюза Ђћолодые профессионалы (¬орлдскиллс –осси€)ї ƒмитрий √лушко.

Ђƒл€ нас наставник Ц это человек, который сам €вл€етс€ носителем компетенций. “от человек, который владеет на высоком уровне определенной компетенцией и может этой компетенции кого-то другого обучить. ¬не зависимости от подходов самого наставника и возраста того человека, кому он передает компетенцию. Ќаставник, который вовлечен в проект ЂЅилет в будущееї, может работать как со школьником, так и со взрослым человеком значительно старше егої, - отметил ƒмитрий √лушко.

ѕроектное обучение и проектна€ де€тельность

  • –оль наставника: друг, товарищ, брат

Ќаставничество в программе Ђ адры будущего дл€ регионовї, рассчитанной на аналогичную целевую аудиторию (возраст участников 14-17 лет), было построено по другой модели.

Ђ огда мы еще не понимали, как наставники св€заны с будущими проектами (наставникам было все равно, какой проект брать), мы ориентировались на запросы детей. ќни обозначили гибкие навыки: нам надо, чтобы ты нас любил, понимал, слушал, слышал, чтобы ты был как друг, товарищ и братї, - рассказал тренер программы Ђ адры будущего дл€ регионовї ≈вгений Ўелковой.

ѕо его словам, эта модель работала в первый год реализации программы. «атем запрос участников сместилс€ в сторону профессиональных компетенций наставника, которые они считают важными дл€ реализации проекта.

  • –оль наставника: опытный бизнес-ментор

Ђјкадеми€ наставниковї делает ставку на менторскую поддержку проектов.

ЂЅольшинство проектов не добиваютс€ успеха, если у команды нет людей, которых во взрослом бизнесе называют менторами, то есть людей с толстой записной книжкой, с большим опытом проваленных стартапов, с большими св€з€ми в больших и малых компани€х. Ёто повсеместна€ практика: сделал стартап Ц иди искать себе ментора. „то касаетс€ молодежных проектов, там вообще без этого никак. ”спех школьного или студенческого проекта во многом зависит от широты горизонта и прокаченности команды реб€т, а в силу возраста у них опыт небольшой и горизонт, который они вид€т, не самый широкий.  огда мы придумали јкадемию, мы хотели молодежным предпринимательским командам дать возможность обрести себе ментора из взрослого бизнесаї, - сообщила директор ќткрытого университета —колково (ќт”—), лидер проекта ј—» Ђјкадеми€ наставниковї ≈катерина ћорозова.

  • –оль наставника: жесткий тренер с Ђкнутом и пр€никомї

ƒл€ участников акселератора Ђ100 городских лидеровї его организаторам пришлось использовать более жесткую модель наставничества.

Ђѕоследние 3 мес€ца доведени€ проекта до финала (акселератор длилс€ 9 мес€цев Ц прим.) мы работали в режиме Ђбить и унижатьї. я понимаю, что это немного не соответствует логике наставничества, но в тот момент, когда мы вели себ€ с ними очень хорошо, мы им вс€чески помогали, отвечали на все вопросы, были на св€зи 24/7, а потом мы пон€ли, что эти взрослые люди сели нам на шеюї, - рассказала директор центра городских компетенций ј—» “ать€на ∆уравлева.

“акой подход в результате оказалс€ эффективным.

Ђ”частники акселератора пон€ли, что это их ответственность, что наставник будет не всегда. ћы смогли донести мысль, что мы уйдем, и это вы будете позоритьс€ потом перед тем сообществом, которое вы собрали, и вы будете сами продолжать этот проект. ѕоэтому когда мы говорим про наставничество, вот эта классическа€ истори€ с переменой кнута и пр€ника работает, особенно со взрослыми людьмиї, - добавила “ать€на ∆уравлева.

ѕартнерска€ модель

  • ¬заимодействие Ђкоманда - командаї

ѕри более сложном взаимодействии, когда по€вл€ютс€ горизонтальные св€зи и сетевые форматы сотрудничества, работает партнерска€ модель наставничества. ќна основана на обмене опытом.

Ђ¬ "“очках кипени€" есть разные варианты наставничества. —амый пон€тный нам - это наставничество между командами “очек.  огда новые команды нуждаютс€ в опыте и понимании уже действующих команд, каждый в своей роли рассказывает про провалы и победы в своем опыте, но решение всегда за наставл€емым. Ѕлагодар€ открытым защитам у некоторых команд по€вились наставники из числа экспертов и лидеров других наших проектов.  огда эксперт готов участвовать в запуске “очек и помогать команде советом и опытомї, - сообщила директор по развитию сети јЌќ Ђѕлатформа Ќ“»ї ёли€ √удач.

јналогична€ схема работает при тиражировании системных проектов, таких как стандарт кадрового обеспечени€ промышленного роста (кадровый стандарт). Ќаставниками дл€ других регионов по этому проекту уже стали управленческие команды из Ѕелгородской, Ќовосибирской, —амарской, “амбовской, “юменской, „ел€бинской областей, –еспублики “атарстан и ’абаровского кра€.

ћотиваци€ наставника

Ќужно ли наставнику давать материальное вознаграждение? ѕо этому вопросу позиции участников дискуссии разошлись. ƒл€ одних наставничество Ц это труд, который должен быть оценен и оплачен, дл€ других Ц безвозмездный и ненормируемый тип де€тельности.

Ђя, как человек, который много лет занимаетс€ работой с персоналом в разных ипостас€х, считаю, что любой труд должен быть оплаченї, - за€вил директор центра развити€ человеческого капитала ј—» »ван ¬оробьев.

ќсновной аргумент альтернативной позиции: наставничество нельз€ добавл€ть к об€занност€м сотрудника на рабочем месте.

Ђ≈сли у наставника есть готовность без посредников работать с наставл€емыми, тогда это работает. ” нас не производство, и за наставничество нет надбавок к зарплате. Ёто всегда лична€ вовлеченность и потребность помогать. ћы всегда знакомим тех, кто может друг другу помочь, но дальше идет ли между ними диалог - это их дело. Ќаставничество не нормируетс€. Ћюдей нельз€ заставить быть наставникамиї, - сказала ёли€ √удач.

ќна добавила, что наставник не должен превращатьс€ в помощника, который выполн€ет работу или реализует проект за наставл€емого. ЂЌаставник обеспечивает рефлексию и отдает личный опыт, помощник берет часть задач на себ€, разгружа€ второго.  огда люди заход€т в наставничество, а получают Ђпомогательствої, ничего хорошего дл€ обеих сторон не выходитї, - по€снила ёли€ √удач.

ƒл€ того, чтобы договоритьс€ об общих подходах в реализации проектов, участникам экосистемы ј—» предстоит разобратьс€ с пон€тием наставничества и описать различные модели на примере конкретных кейсов.

Ђќгромное количество наставников работают за отсутствие какой-либо платы. ¬ основе Ђдвижкаї наставничества лежит абсолютное желание передавать частичку себ€ Ц знание и компетенции. ћы проводили опрос огромного количества наших спикеров на разных площадках в 2018 году и вы€сн€ли, какой главный глагол характеризует движение наставничества. ѕервое место зан€л глагол Ђлюбитьї. Ёто означает, что в наставничестве есть много личностных и социальных аспектов, без которых не будет работать ни одна модель, которую мы с вами нарисуемї, - прокомментировала предыдущие выступлени€ модератор дискуссии, заместитель директора направлени€ Ђћолодые профессионалыї ј—» ёли€ ’аньжина.

“екст: Ќаталь€ ћакаркина | –едакци€ сайта ј—»

‘ото

¬верх