Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Минстроя проанализировал заявки, поступившие на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. Систематизированную информацию по проектам с их полным анализом собрали в единый методический материал.
«Сборник призван помочь региональным и муниципальным властям, проектным организациям и экспертам при подготовке заявок и повысить их качество для следующего конкурсного отбора», - заявила руководитель центра Татьяна Журавлева.
Задача конкурса – поддержать развитие малых городов и исторических поселений. «Вместе с экспертами мы уделяем пристальное внимание анализу каждой заявки, чтобы понимать, с какими трудностями сталкиваются города при разработке проектов, выявлять лучшие практики развития территорий для дальнейшего тиражирования, а также ошибки, над которыми необходимо совместно работать», - рассказал замглавы Минстроя Максим Егоров.
Один из ключевых параметров оценки конкурсных проектов - вовлечение жителей на различных этапах подготовки заявок. Анализ показал, что разработчики победивших проектов провели не менее десяти очных мероприятий, что привлечь граждан в проекты. Значительно чаще стали использоваться онлайн-методы. «Широкое вовлечение граждан и разнообразие их форм позволяют создавать по-настоящему востребованные общественные пространства, которые отвечают интересам жителей, - подчеркнул Максим Егоров. - В условиях пандемии мы призываем усилить взаимодействие в онлайн-формате. Сегодня существует множество сервисов и способов дистанционной работы с жителями, они должны быть максимально использованы при подготовке заявок». По словам Татьяны Журавлевой, еще один важный критерий оценки – участие бизнесменов. «При разработке проектов мнение бизнеса необходимо учитывать. Ведь предприниматели так же, как и горожане, являются конечными потребителями продуктов благоустройства, но имеют больше возможностей изменить городскую среду и могут существенно пополнить внебюджетные источники финансирования», - отметила она. В сборнике указывается, что для этого можно проводить отдельные стратегические сессии и обсуждения с бизнесменами, а также опросы и интервью. Кроме того, рекомендуется проводить исследования деловой активности в городе с помощью информационных систем и цифровых сервисов. Анализ идентичности места и учет характерных для города элементов, объектов, визуальных средств или функций – важная часть заявки. Более 95% заявок-победителей и 80% заявок-финалистов конкурса предоставили информацию об этой работе.