НПИ: Определен перечень первоочередных мероприятий дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования»

4 апреля в Правительстве Российской Федерации состоялась четвертая рабочая встреча по формированию дорожной карты проекта Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) «Совершенствование таможенного администрирования». 

В качестве приоритетных мероприятий дорожной карты определены: сокращение сроков таможенного декларирования и выпуска товаров, изменение подходов к системе управления рисками (СУР), выработка понятного механизма контроля таможенной стоимости (КТС). Среди дополнительных блоков дорожной карты также выделены: развитие клиентоориентированности и снижение таможенной стоимости.



Целевые показатели по каждому из этих направлений еще будут корректироваться. Предварительно в процессе обсуждения были сформулированы следующие предложения: 

1. Сокращение сроков таможенного декларирования и выпуска товаров
 
- отмена излишних требований по предоставлению информации и документов, 
- сокращение сроков прохождения государственного контроля в пунктах пропуска, 
- сокращение сроков выпуска товаров. 
  • При осуществлении государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска: 
- для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю – до 20 мин на одно транспортное средство; 
- для иных товаров – 5-7 минут на одно транспортное средство, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы), и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие более тщательной проверки документов и/или досмотра товаров. 
  • При осуществлении государственного контроля в железнодорожных пунктах пропуска: 
- для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю – до 2 часов на один железнодорожный состав; 
- для иных товаров – до 30 минут на один железнодорожный состав, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы), и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие более тщательной проверки документов и/или досмотра товаров.  
  • При осуществлении морских перевозок: 
- первичное селектирование (выявление товаров риска и запрещенных к ввозу товаров на основе предварительной информации) – до ввоза товаров в Российскую Федерацию; 
- предварительные операции и выпуск товаров (в том числе, в соответствии с таможенной процедурой транзита) – до окончания времени, необходимого для разгрузки морского судна (перевалки грузов на другой вид транспорта); 
- при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы), и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие более тщательной проверки документов и/или досмотра.  
  • При выпуске товаров: 
- перевозимых авиационным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта сокращение сроков выпуска до 2 часов с момента представления таможенному органу необходимых документов или предъявления товаров в зависимости от того, какое событие наступит позднее; 
- при условии, что в отношении товаров предоставлена необходимая информация (документы), и товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие более тщательной проверки документов и/или досмотра. 

2. Совершенствование форм и методов таможенного контроля

- отказ от ценовых профилей рисков (или пересмотр порядка их применения);
- разработка системы оценки эффективности применения профилей рисков;
- контроль на основе экономического, товароведческого, математического и статистического анализа информации, основанный на изучении мирового производства, товаропотоков, финансовых схем расчетов и иной информации, позволяющей выявлять и определять группы риска и товары группы риска; 
- категорирование участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в СУР; 
- оценка степени риска (например, минимальный риск: нарушения есть, но ресурсы для их минимизации затрачиваются в большем размере, чем потенциальный ущерб – меры не принимаются); 
- соответствие мер по минимизации риска степени и содержанию риска (нельзя методами досмотра бороться с занижением таможенной стоимости) - контроль после выпуска и ответственность участников таможенных процедур - экономический анализ сделки – после выпуска товаров;
 - устранение ограничений для применения таможенных процедур переработки, стимулирующих развитие экспорта и импортазамещения;
- установление 5-летнего срока для прекращения таможенного контроля в отношении товаров условного выпуска.

3. Выработка понятного механизма контроля таможенной стоимости 

- целесообразность разработки критериев добросовестности участников ВЭД, УЭО, достаточных для отказа от КТС; 
- выпуск товаров под обеспечение (при сохранении за таможней права на КТС в течение срока не более 30 дней); 
- распространение принятой таможенной стоимости по первой поставке на все последующие партии по контракту без запроса документов по последующим партиям; 
- развитие международного обмена информацией, содержащей сведения о таможенной стоимости товаров; 
- принятие ускоренно порядка решения в судах спорах по обжалованию КТС; 
- установление четких сроков возврата оспоренной суммы КТС вместе с процентами (на базе кратной ставки рефинансирования).