Проблемы переходного периода малого и среднего бизнеса

Сказать, что сегодня бизнес в Севастополе «замер», это значит не сказать ничего. Мы находимся в такой ситуации, аналогов которой еще не было в мире. Именно поэтому и ответы на все возникающие вопросы нам придется искать всем вместе.


Не буду перечислять все органы власти, которые задействованы в решении наших вопросов. Думаю, все государственные служащие и так понимают важность поставленных перед ними задач. 


Попробую определить их первоочередность для МСБ:

Банковская система


Именно она является кровеносной системой всей экономики. Я думаю, что крупный бизнес тоже поставил бы ее на первое место. Вопрос, конечно, времени. Но, как известно – «Время – деньги!» Уважаемые банкиры, «время» - это и ваши деньги тоже, поэтому надеюсь, что вы делаете все возможное и невозможное для того, чтобы эта проблема как можно быстрее решилась.


Разрыв экономическо-партнерских связей

Здесь тоже не все просто. Как говорится, «незаменимых нет», но когда партнерские отношения выстраиваются годами, их не очень просто заменить. 


Очень многие действия со стороны Украины мотивируются политикой. При этом украинские партнеры забывают о том, что в таких вопросах, как правило, теряют обе стороны. И уж точно не Крым и Севастополь будут пострадавшими. Очень уж напоминает эта ситуация фразу из анекдота: «Куплю билет и назло кондуктору пойду пешком». Уверены, у севастопольского МСБ открываются новые перспективы, поиски новых партнеров, новые рынки сбыта.


Переход в новое законодательное поле


Некоторые предприниматели МБ, работая в Украине, и не знали его. Нас сильно расслабил мораторий на проверки. Думаю, в России дела обстоят иначе, и знание законодательства РФ станет обязательным условием для ведения бизнеса. Уже приняты сроки переходного периода. До 1 января 2015 года урегулируются вопросы интеграции новых регионов России в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.

Естественно, это далеко не все проблемы, которые возникают у МСБ. Но я искренно верю, что нерешаемых проблем нет.  В качестве практической помощи предлагаю информацию, которую предоставило АСИ (Агентство стратегических инициатив).


Памятка для предпринимателей, составленная по материалам Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»:


Переходный период


До 01 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых регионов России в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.


Функционирование государственных и местных учреждений, предприятий и организаций


Государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационного-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и Севастополя


На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций) без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.


Финансовая поддержка в 2014 году


В 2014 году Российская Федерация оказывает финансовую поддержку Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».


Применение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах


1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

2. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.


Организация денежного обращения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя


1. Денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является рубль.

2. До 1 января 2016 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах.

3. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов осуществляются в обязательном порядке в рублях следующие виды платежей:

1) уплата налогов, таможенных и иных сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды;

2) выплаты работникам бюджетных организаций;

3) социальные выплаты;

4) иные платежи, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте Российской Федерации, за исключением платежей, осуществляемых при проведении банковских операций между кредитными организациями.

4. Иные платежи, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляются как в рублях, так и в гривнах по выбору плательщика.

5. С 1 января 2015 года расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся наличными деньгами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. До 1 января 2015 года обмен гривен на рубли в кредитных организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также платежи, указанные в части 3 настоящей статьи, производятся по официальному курсу, установленному Банком России.


Организация банковской деятельности


1. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов банковские операции осуществляются банками, имеющими лицензию Банка России, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя банки, имеющие лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 года, зарегистрированные и (или) осуществляющие банковскую деятельность на этих территориях, могут проводить банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные банки могут получить до 1 января 2015 года лицензию Банка России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Сохранность вкладов в банках, указанных в части 2 настоящей статьи, подлежит обеспечению в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Банк Крыма и Банк Севастополя (в случае их создания) преобразуются в территориальные учреждения Банка России. Работники Банка Крыма и работники Банка Севастополя, замещающие в них должности на этот день, имеют преимущественное право на замещение должностей в указанных территориальных учреждениях Банка России при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии прохождения ими аттестации в порядке, установленном Банком России.


8. Действие законодательных и иных нормативных правовых актов


1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.


Татьяна Вусатенко, председатель ОО «Лига предпринимателей Севастополя», член штаба севастопольского регионального отделения Народного фронта «За Россию»