Формирование среды для технологического предпринимательства в России

7 Апреля 2014

Road Show российских институтов развития Russian Startup Tour (RST) завершило пятый, дальневосточный этап своего пути по российским регионам. Однодневные встречи с авторами проектов в сфере технологического предпринимательства состоялись на минувшей неделе в Иркутске, Якутске, Владивостоке и Хабаровске. 


Работу с лидерами и архитекторами стартап-сообществ в регионах Дальнего Востока проводил руководитель проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Иван Дементьев. На стратегических сессиях «Молодой инноватор - траектория прорыва» и мастер-классах «Инженерное мышление 3.0» обсуждались вопросы формирования в России метасообщества молодых ученых, инноваторов и технологических предпринимателей.


Комментарий Ивана Дементьева по итогам 5 этапов Russian Startup Tour:


«Прошло уже пять из шести этапов RST, и уже можно делать предварительные выводы. Прежде всего необходимо отметить, что развитие технологического предпринимательства - это задача, решающаяся исключительно за счет сложения усилий институтов развития, региональных органов власти и вузов. Роль институтов развития в том, чтобы обеспечить качественные интерфейсы к государственным мерам поддержки и влиять на развитие среды. Задача региональных властей - удерживать в фокусе общественного внимания тематику развития предпринимательства и способствовать развитию инфраструктуры, обеспечению благоприятного инвестиционного климата и поддержанию эффективного диалога государственных органов власти с бизнесом. 


Миссия вузов - формировать благоприятную среду для развития технологического предпринимательства и выстраивать образовательный процесс так, чтобы в качестве его результатов появлялись пригодные к коммерциализации проекты.


RST является одним из самых доступных интерфейсов к возможностям государственной поддержки технологического предпринимательства, так как институты развития сами приезжают в регион в поиске проектов и проводят мастер-классы с участием ведущих специалистов отрасли. Однако, поведение оставшихся двух ключевых стейкхолдеров процесса развития высокотехнологичного бизнеса в России пока очень неоднородно.


В отдельных регионах внимания местных властей явно недостаточно, и это зачастую коррелирует с результатами рейтинга регионов по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Ситуация с вузами также сильно различается в отдельных регионах, но прослеживается две основные закономерности:


  1. Очень крупные вузы (в основном, федеральные университеты) в ситуации наличия дополнительного финансирования на реализацию своих программ стратегического развития не имеют мотивации искать ресурсы и возможности развития во внешней среде. Внимание развитию предпринимательства в них уделяется явно недостаточно, а сама среда вуза развивается в противоположную сторону, развивая инфраструктуру, а не инвестируя в человеческих капитал. И наоборот, относительно небольшие вузы явно находятся в состоянии повышения конкуренции, как с упомянутыми федеральными университетами, так и с более успешными регионами, привлекающими таланты у соседей. Это способствует повышению их открытости и развитию в сторону реальных запросов развития общества, бизнеса и социальной сферы.

  2. Самые активные лидеры технологических проектов и проектов развития вуза, в тех местах, где есть проекты АСИ. Можно сказать, что наличие или отсутствие лидерского проекта в Агентстве от региона является хорошим бенчмарком качества человеческого капитала.


Развитие технологического проекта - это, прежде всего, задача изменения себя командой проекта. Это означает, что преподаватели вузов должны показывать этот пример и меняться первыми, начинать свои стартапы и вовлекать в них студентов. 


Отсутствие практиков реальных технологических проектов в вузовской среде способно свести на нет все усилия институтов развития. Поэтому основной вывод, который можно сделать на данный момент - вузы серьезно отстают от темпов развития предпринимательства и не всегда готовы меняться».


Итоги 5-го этапа Russian Startup Tour


Перед экспертами Russian Startup Tour с презентациями выступили команды 67 стартапов, 23 из них получили приглашения в федеральные программы и конкурсы российских институтов развития инновационно-венчурной экосистемы. Участниками встреч стали более 1800 молодых ученых и технологических предпринимателей.


Участники встреч пятого этапа в Иркутске, Якутске, Владивостоке и Хабаровске пообщались с экспертами, обменялись контактами с представителями Фонда «Сколково», Росмолодежи, РВК и РОСНАНО, получили предварительную оценку качества и инвестиционной привлекательности своих проектов.


Отмеченные жюри проекты стали обладателями сертификатов на внеконкурсное участие в крупнейшей в России стартап-конференции Startup Village (2-3 июня, Инноград «Сколково»), в отборе проектов на участие в региональном акселераторе Generation S от Российской венчурной компании (РВК) или прошли первый этап отбора в международную группу «100 инноваторов» молодежной программы Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации».


По мнению экспертов, сильная сторона Дальневосточных проектов - ориентация на уникальные природные ресурсы регионов. Еще одно отличие встреч RST в Иркутске, Якутске, Владивостоке и Хабаровске - наличие перспективных проектов в области робототехники и производства экзоскелетов.


Партнеры RussianStartupTour: Зворыкинский проект (Росмолодежь); Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Сколковский институт науки и технологий (Сколтех); Центр интеллектуальной собственности «Сколково»; Агентство стратегических инициатив (АСИ); Ассоциация инновационных регионов России (АИРР); Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»; ведущий бизнес-акселератор Финляндии StartupSauna; Фонд «Открытые инновации»; корпорация EMC; SurveyMonkey.

При поддержке: Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Источник: Редакция сайта АСИ
Вверх