Глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин: Мы не можем позволить себе написать для Крыма плохие законы

Полуостров оказался в экономической блокаде, зато стал частью одной из самых сильных экономик мира - российской


Агентство стратегических инициатив (АСИ), созданное правительством, пытается нащупать дорогу, по которой предстоит идти экономике нашей страны в будущем. Теперь у АСИ появилась еще более сложная задача (потому что прецедентов не было): не просто влить экономику Крыма в экономику России, но и понять, каким именно должен стать полуостров. 


Пока АСИ собирает жалобы и пожелания бизнесменов: у кого-то на Украине зависли товары, деньги, кто-то не понимает, как работает наша налоговая система. Глава агентства Андрей Никитин рассказал «КП», как эти проблемы будут решаться.


- Что волнует крымских бизнесменов больше всего?


- Как работать по российским законам. Таможенные, налоговые правила... Скажем, предприятие в начале года успело заплатить в казну Украины аванс по налогу на добавленную стоимость. И что делать теперь? Очень крупного бизнеса в Крыму нет, поэтому для компаний это существенная потеря.


- Может, стоит дать тем, кто пострадал, налоговые послабления?


- Идея налоговых каникул обсуждается в Минфине и Федеральной налоговой службе. Я уверен, что решение по льготам будет принято.


КРИМИНАЛЬНЫЕ БАНКИРЫ БЕГУТ С ПОЛУОСТРОВА


- А как быть тем, у кого на Украине заблокированы банковские счета?


- Крым вливается в нашу банковскую систему. Каждый зависший счет приходится разблокировать в ручном режиме. Прецеденты, когда счета разморозили, уже есть. Но это не самая большая проблема, судя по числу обращений на «горячую линию» АСИ. Лидируют вопросы по налогам, затем - по таможне, остальные проблемы едва упоминаются.


- Крупные российские банки идут на полуостров с осторожностью, опасаясь, что Украина «накажет» их отделения в материковой части страны. Зато на полуостров валом валят мелкие банки...


- Хорошо, что разные банки имеют разные стратегии. Это снижает риск для банковской системы в целом. Мелкие банки бизнеса за пределами России не имеют и могут позволить себе больше свободы. Мелкие - не значит плохие. То качество контроля, которое обеспечивает ЦБ России, дает право утверждать, что наши мелкие банки вполне в состоянии достойно работать. Всех мошенников и негодяев ЦБ уже вычистил.


- Почему многие украинские банки бегут с полуострова? Боятся правил нашего ЦБ?


- В Крыму была громадная коррупция. Мы такой не видели с 1990-х. Мне рассказывали, какие суммы приходилось отстегивать какому-нибудь экологическому инспектору - как у нас лет 15 назад. Коррупция выталкивает бизнес в тень. Ведь нужен нал, чтобы платить взятки. Поэтому бизнес в Крыму был во многом серым. А серый бизнес порождает специфические банковские операции, обналичивание, например. Банки, которые заняты только обслуживанием черной наличности, конечно, неспособны выполнить требования ЦБ, вот и бегут как зайцы.


СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА В СЕВАСТОПОЛЕ


- Тем не менее что-то в украинских законах и хорошее есть, раз предприниматели просят вас сохранить отдельные украинские налоговые правила. Видимо, это невозможно, ведь в России должно быть единое правовое поле?


- Вы правы и не правы. Поле-то единое, но мы не унитарное, то есть жестко централизованное государство, как Украина, мы - федерация, у нас регионы пользуются значительной свободой. Вот Калужская или Ульяновская области завлекают инвесторов, отменяя для них те налоги, что в их компетенции. Много свободы у регионов в правилах для строителей, энергетиков. У Крыма - огромное преимущество в том, что для него можно написать местные законы с нуля, сразу «правильные». Скажем, лучшие правила регистрации недвижимости у нас в Краснодарском крае, и разумно делать регистрационную систему Крыма по краснодарским лекалам. Мы не можем позволить себе написать для Крыма дурные законы, слишком велик риск.


- Крыму обещают особую экономическую зону. Но похожую зону в Калининграде ликвидируют, потому что через нее от казны скрываются любители не платить таможенные пошлины. Калининграду запретим, Крыму позволим?


- Еще не принято решение, что это именно будет за зона.


- Не калька с Калининграда?


- Нет. Ведь в Калининградской области нет проблем с экспортом, произвели да и вывезли. А в Крыму, надо это признать, есть и будут. Товары, произведенные в Крыму, из-за санкций вывезти будет невозможно. Стало быть, классический вариант особой зоны, ориентированной на экспорт, - отпадает. Но не беда. Дело же не в зоне, она просто инструмент. Дело в том, что именно мы хотим в Крыму сделать. Пока нет цели, делать особую зону, не понимая, ради чего, - бессмысленно.


А цели у Крыма и Севастополя будут разными. Основной инвестор в Севастополе - Министерство обороны, так и будет, скорее всего, в дальнейшем. Но каким мы видим Севастополь? Всего лишь военной базой? Или технологическим кластером? Или чем-то еще? Крым - другая история, тут и туризм, и сельское хозяйство, и интересные проекты, связанные с морской экономикой.


- Сами севастопольцы хотели бы создать в городе аналог Силиконовой долины.


- Наша задача - понять, что они хотят. А получится или не получится, другой вопрос. Силиконовая долина? Ну давайте попробуем. Технологический задел в Севастополе есть. Я бы не ставил крест на этой идее.


ВОПРОС - РЕБРОМ


- Крым фактически в блокаде, как Абхазия или Южная Осетия, как быть?


- Абхазия не в блокаде. Она проходит свой тяжелый путь к самодостаточности. Но нельзя Крым равнять с другими. Крым и Севастополь - это не партнеры России, как Абхазия или Южная Осетия. Это сама Россия. Я не знаю, как долго этот факт будут игнорировать в мире. Но рано или поздно проблемы Крыма будут решены просто потому, что невозможно игнорировать Россию.