Андрей Никитин: «Я абсолютно уверен, что никакой инвестклимат без малого бизнеса невозможен»

План работ по поиску лучших муниципальных практик улучшения инвестиционного климата представлен на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2014).


24 мая на ПМЭФ-2014 состоялась панельная сессия на тему: «Развитие «снизу вверх»: муниципальные органы власти как двигатель российской экономики». В ней принял участие генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин


Он рассказал о системе работ по улучшению инвестиционного климата в России, которую АСИ удалось выстроить за последние 2 года (как на федеральном, так и на региональном уровне) и объявил о запуске нового пилотного проекта, связанного с выявлением и тиражированием лучших муниципальных практик по привлечению инвестиций.


Ключевые тезисы выступления Андрея Никитина:



О реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ)


«Два года у нас существует Национальная предпринимательская инициатива, и примерно год назад коллеги из «ОПОРЫ России» начали мне говорить, что это все не очень хорошо работает на муниципальном уровне. Да, у нас был рейтинг Doing business, да в Москве что-то делается, и на этом все, дальше это уходит в болото».


О внедрении основных пунктов регионального инвестиционного стандарта


«С другой стороны, есть региональный инвестиционный стандарт, который задает определенную планку качества работы для губернаторов. И те регионы, которые этот Стандарт внедрили первыми, а это - достаточно успешные регионы, например, Татарстан, Ленинградская область - стали говорить: «Мы научились работать с крупными инвесторами, которых мы администрируем на уровне губернаторов, но мы уже видим, что есть огромная проблема с малыми и средними компаниями, которые приходят на уровень муниципалитетов, и там начинаются какие-то движения в неправильную сторону». Давайте сделаем что-нибудь типа муниципального стандарта. Прозвучала такая идея, первым ее озвучил Рустам Минниханов».


О результатах национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах


«Дальше по поручению Президента мы сделали совместно с деловыми объединениями национальный рейтинг регионов Российской Федерации по инвестклимату. Вчера он был представлен. И если посмотреть на показатели глубоко, во-первых, у нас даже чиновники не говорят, что малый бизнес в стране живет хорошо. Но даже не очень высокая оценка чиновников не подтвердилась. 


По результатам рейтинга оказалось, что малый бизнес чувствует себя гораздо хуже в этих пилотных регионах, и, причем, это хорошие регионы, в которых губернаторы настроены на то, чтобы развивать малый бизнес. 


Но «картинка» оказалась совсем не радужной. Коррупция, например, - это один из показателей, который заметно сместился, то есть уже мало кто говорит о коррупции на уровне губернаторов, но все говорят о коррупции на уровне муниципалитетов. Еще один фактор – частые проверки. Знаете, с большой лупой и с лампой можно искать регионы, где для малого бизнеса есть подготовленные площади под льготную аренду. Система микрофинансирования работает только на бумаге, по сути дела. Выявлен очень большой комплекс проблем».


О роли муниципалитетов в улучшении инвестиционного климата


«Очевидно, и я в этом абсолютно уверен, что никакой инвестклимат без малого бизнеса невозможен.


И это все неправда, если у нас инвестклимат будет работать только для 4-5 уважаемых госкомпаний, это - во-первых. А во-вторых, я также уверен, что инвестклимат невозможен без настройки головы того чиновника, который непосредственно на уровне муниципалитета работает с предпринимателем.


Но возникает один большой риск. Мы в Агентстве очень опасаемся термина «муниципальный стандарт». По той простой причине, что внедрение регионального инвестиционного стандарта требует больших усилий, и затратных в том числе, со стороны субъекта Российской Федерации. И чего я очень боялся, что мы напишем «муниципальный стандарт», и в каком-нибудь маленьком районе Кировской области мэр организует агентство развития со штатом в 100 человек. И тогда все те деньги, которые он и так плохо вкладывал в развитие малого бизнеса, он пустит на зарплату чиновникам, которые должны заниматься развитием малого бизнеса. Это как раз та ситуация, когда мы можем что-то сказать, а потом мы можем сами ужаснуться от того, что будет на выходе.


И я честно признаюсь, у нас пока нет готового рецепта, а есть план действий, который мы с «ОПОРОЙ РОССИИ» согласовали и по которому мы сейчас пойдем».


План работ по улучшению инвестклимата на муниципальном уровне



«Сейчас есть три основных вопроса, которые необходимо решить на уровне муниципалитетов:


  1. Как муниципалитеты должны работать с инвесторами? Какой минимальный набор действий должен предпринять каждый муниципалитет.

  2. Как работать с институтами развития, и какие единые правила необходимы для того, чтобы эта коммуникация двигалась? Потому что сейчас это диалог глухого с немым, когда муниципалитеты говорят: «Уважаемые институты развития, ваша работа заканчивается в пределах бульварного кольца, куда вы привозите за миллионы долларов дорогих лекторов, устраиваете выставки и конференции, а мы всего этого вашего инновационного движения не видим». А институты развития в ответ говорят: «А вы бизнес-планы писать не умеете и качество проектов, которые вы подаете, настолько не выдерживает никакой критики, что мы даже бумажки ваши принять не можем.

  3. Как снимать административные барьеры? У нас есть пример Ростовской области, там было поручение Президента о том, чтобы попробовать на уровне муниципалитета добиться тех показателей, которые предусмотрены «дорожными картами», реализовать их в ускоренном режиме. И оказалось, что в одном районе, где мэру это было не нужно, все осталось, как было, а в другом, где руководитель взялся за дело с умом - они уже сейчас вышли на те показатели, которые мы рассчитывали получить только в 2018 году. Еще не изменилось федеральное законодательство, а мэр просто включив голову и потратив некоторое ресурсов смог добиться потрясающих результатов. Причем это город Шахты, это крупный город достаточно.


Дальше мы разбили муниципалитеты на 4 группы: первая группа – это столицы субъектов (крупные города), вторая группа – это средние индустриальные города, третья группа – это районные центры и сельские поседения, и четвертая группа – это моногорода.


Сейчас мы находимся на финальной стадии обсуждения с «ОПОРОЙ РОССИИ» того, какие города войдут в эту рабочую группу, но уже ясно, что для пилотного проекта мы отберем примерно по 2 города из каждой группы. И в ближайшие полгода мы будем пытаться ответить на эти три вопроса для каждой группы, понимая, что для каждой ответы будут разными.


Мы обязательно будем привлекать международные практики, например, я знаю, что в довольно крупных немецких городах за работу с инвесторами отвечает в администрации один человек, и как-то справляется. И, наверное, там не нужно создавать бюрократию. И, отвечая на 3 вопроса, мы попытаемся найти лучшие практики в каждом уровне муниципального управления».


Выявление лучших муниципальных практик по улучшению инвестиционного климата завершится к сентябрю 2014 года.


Отвечая на вопросы собравшихся, Андрей Никитин особо подчеркнул, что нужно изменить сам подход в отношении малого бизнеса, создать систему стимулов: «Мэры должны понять: малый бизнес - это не источник доходов. Это поле для роста».