Поиск /Регистрация

Сочи-2014: Стратегия России в новых экономических условиях

19 Сентября 2014

Главными темами обсуждений на XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» стали региональная политика в новых экономических условиях и инвестиционный климат в регионах.

«2014 год многое изменил. Я уверен, что он войдет в учебники истории как в значительной мере переломный не только для России, но и для всего мира, во многом как точка отсчёта нового времени», - заявил в самом начале своего выступления на пленарном заседании сочинского форума Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

При этом он отметил, что считает неуместными разговоры о принципиальном изменении модели развития России в сторону создания мобилизационной экономики. «Наш курс мы менять не будем, основные принципы макроэкономической политики мы сохраним. И бюджетное правило, и базовые основы налоговой системы, базовые институты, включая гибкость курсообразования при готовности осуществлять валютные интервенции и, соответственно, таргетирование инфляции, сбалансированность бюджета – всё это остаётся неизменным. Это, кстати, реальное достижение нашей страны за последние 15 лет», - сказал Дмитрий Медведев.

Глава Правительства представил 3 возможных сценария развития экономики России в текущих макроэкономических условиях.

  • «Первое – это сокращение расходной части федерального бюджета при его формировании (это одна из возможностей, которая всегда анализируется), причём резкое сокращение. Путь самый очевидный, самый простой и, конечно, самый противный, самый болезненный, потому что приходится резать по живому. Но я напомню, что наша страна по Конституции – это социальное государство, и вне зависимости от трудностей, которые испытывает бюджет, мы никогда не сокращаем социальных обязательств. Все социальные обязательства будут выполнены совместными усилиями федерального центра и регионов».
  • «Второй возможный путь связан с интенсивным наращиванием государственных инвестиций. Я напомню, что у нас 6,5 трлн рублей в Фонде национального благосостояния и резервном фонде, это немаленькие деньги, и, конечно, мы можем вкладывать их в те или иные проекты, как бы разгоняя экономический рост, в известной степени «залить» экономику деньгами. Но, как известно, в этом случае эффект будет краткосрочным (в пределах года-двух), а инфляционные последствия и, соответственно, изменения макроэкономических условий – очень серьёзные, и исправлять их придётся не один год».
  • «Третий путь – это налоги. Но я говорил, что мы сохраняем базовые основы налоговой системы. Мы все понимаем: более неудачного решения, чем значительное повышение налоговой нагрузки в такие непростые времена, невозможно себе представить. И даже в нынешних условиях, когда внешние источники заимствований фактически заморожены, мы приняли решение базовую налоговую нагрузку не увеличивать. Мы не пошли, напомню, на увеличение НДС, понимая, что мы осложним тем самым и так непростую для наших предпринимателей ситуацию, а в нынешней ситуации, наоборот, мы должны сделать условия ведения бизнеса более комфортными. Мы не стали повышать налог на доходы физических лиц, чтобы не уменьшать доходы наших граждан, и оставили плоскую шкалу налогообложения, хотя её периодически критикуют. После долгого обсуждения мы также отказались от идеи ввести налог с продаж. Некоторые регионы, особенно крупные, которые должны были по своему усмотрению вводить эти налоги и конкретно налог на своей территории, конечно, получили бы дополнительные доходы. Но, к сожалению, в этом случае наши люди, особенно в условиях более мощной инфляции, проиграли бы очень серьёзно, и поэтому сейчас мы в настоящий момент отказались от такого шага. Тем не менее, чтобы увеличить собственную налоговую базу местного самоуправления, регионам будет предоставлено право введения ряда специальных сборов за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристического или курортного сбора».

«Все эти три пути не идеальны, и мы будем аккуратно, не впадая в крайности, совмещать эти подходы», - сказал Дмитрий Медведев.

В качестве основных достижений по сокращению административных барьеров для бизнеса и формированию благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации он отметил реализацию «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) и внедрение регионального инвестиционного Стандарта. Главное теперь, как считает Дмитрий Медведев, сконцентрироваться на обеспечении правоприменительной практики. 

Результат этой работы зависит от эффективности действий не только федерального Правительства, но и всех без исключения региональных управленческих команд: «Это командная игра, в которой успех каждого игрока – необходимая составляющая общего результата».

«Мы неплохо продвигаемся и в рамках нашей предпринимательской инициативы. У нас сокращается целый ряд сроков, в том числе срок государственной регистрации прав на недвижимость. В три раза снизилась стоимость технологического присоединения к электросетям. Ситуация меняется и в строительной, и в таможенной сфере, будем этим заниматься и дальше.

Мы все понимаем, что все эти прогрессивные инициативы могут заглохнуть на средних этажах государственной машины, и здесь многое зависит от работы команды губернаторов. У нас есть примеры того, как власти регионов, не обладая при этом большими природными ресурсами, очень хорошо продвигаются в привлечении капиталовложений. Но есть и другие примеры. Необходимо сделать так, чтобы таких историй успеха становилось всё больше, поэтому полагаю, что бюджетная поддержка из центра должна жёстче увязываться с результатами работы региональных властей над созданием комфортной деловой среды. Для этого во всех регионах внедряется стандарт деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Лидеров мы будем поощрять. И конечно, хотел бы подчеркнуть, что чем динамичнее будет развиваться регион, тем лучше будут условия для ведения бизнеса и тем объём поддержки из федерального центра будет значительнее, это должно быть именно так», - сказал Дмитрий Медведев.

Темы, озвученные Председателем Правительства на пленарном заседании, задали тон для панельных дискуссий «Возможности международного сотрудничества бизнеса на фоне политики обмена санкциями» и «Защита прав предпринимателей. Диалог бизнеса и Правительства», в которых принял участие генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. Подробнее об этом можно будет прочитать в следующем материале редакции сайта АСИ.

Текст: Редакция сайта АСИ

Фото

Вверх