Поиск Личный кабинет Регистрация

Стандарт развития конкуренции стал официальным инструментом для оценки эффективности работы губернаторов

11 Ноября 2014

4 ноября Президент России Владимир Путин подписал Указ № 705 о внесении дополнений в перечень направлений для оценки работы глав регионов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Документ был разработан во исполнение пункта 1 плана реализации «дорожной карты» НПИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Руководитель рабочей группы в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) - ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов.

Андрей Шаронов Руководитель рабочей группы АСИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»
«Идея Указа исходила из необходимости создания инструмента, позволяющего объективно оценивать эффективность действий регионов по развитию предпринимательства, в том числе, на основе опроса самих предпринимателей. Состояние конкуренции является важнейшим показателем этой деятельности: недобросовестное применение рыночной силы компаний, вовлечение в хозяйственные споры представителей государственных органов на одной из сторон для подавления конкурента является весьма распространенной практикой в России. Все это порождает среду, враждебную для предпринимательской инициативы и инноваций».

В соответствии с утвержденным ранее (Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276) перечнем, эффективность деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации осуществлялась по 9 направлениям:

  • Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата
  • Наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих
  • Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда
  • Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров
  • Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры
  • Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций
  • Развитие среднего и малого предпринимательства
  • Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства
  • Повышение доступности энергетической инфраструктуры

Утвержденное Президентом России изменение вводит дополнительный 10-й показатель: «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Соответствующее изменение вступает в силу с 1 января 2015 года.

На встрече с директорами Агентства стратегических инициатив 6 ноября 2014 года Президент России Владимир Путин подчеркнул, что региональная составляющая крайне важна: «Сейчас нам, конечно, нужно туда забираться и оценивать качество работы региональных управленческих команд».

До конца 2014 года пилотная апробация Стандарта развития конкуренции должна завершиться в 6 регионах России: в Хабаровском крае, Нижегородской области, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Ульяновской и Волгоградской областях.

Наталья Ларионова Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации
«Конкуренция на товарных рынках является одним из важнейших факторов улучшения экономической ситуации как в целом по стране, так и на уровне регионов. Для реального и успешного развития конкуренции необходим системный подход. Необходимо учитывать тот факт, что в разных субъектах Российской Федерации экономики также основываются на разных отраслях, у них разные проблемы и потребности. Стандарт хорош тем, что он не ограничивает исполнительную власть регионов определенными рамками конкретных мероприятий и дает возможность выбирать отрасли, в которых, по мнению субъектов, необходимо и возможно улучшить ситуацию с конкуренцией. Вместе с тем, подобная свобода действий не должна приводить к бездействию. И в этом плане установление определенных показателей эффективности по внедрению Стандарта является правильным и необходимым решением».

В июне-июле 2014 года Стандарт прошел экспертизу Всемирного банка и был переведен им на английский язык.

Основные требования Стандарта развития конкуренции:

  • Определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе;
  • Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации;
  • Утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации;
  • Разработка «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в регионе;
  • Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона;
  • Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
  • Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе.

Справочно:

В рамках Стандарта региону необходимо выбрать и утвердить перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.

Важной особенностью является рекомендация, при формировании перечня приоритетных рынков, включать в него, в первую очередь, рынки товаров и услуг несырьевого сектора экономики, с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, имеющей экспортный потенциал и (или) возможность замещения импорта, чьи производственно-технологические цепочки и цепочки создания добавленных стоимостей имеют местом нахождения преимущественно Российскую Федерацию.

Это позволит улучшить возможности конкурентного импортозамещения в регионах, поддержать отечественного производителя и существенно расширить линейку инструментов поддержки российских компаний на мировом рынке.

Текст: Редакция сайта АСИ
Вверх