Слово редактора: Смотреть в подзорную трубу

«Атлас новых профессий» попал мне в руки чуть меньше года назад и перевернул восприятие современного образования и того, как к нему следует относиться.

Создали «Атлас» Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив в результате исследования «Форсайт компетенций 2030», над которым трудилось 2500 российских и международных экспертов.

Форсайт (от англ. foresight - взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, созданная западными учеными более 30 лет назад и активно использующаяся в бизнесе и госуправлении. Это гигантское совместное усилие большого количества людей, в результате которого возникает прогноз развития отрасли, региона или страны, и уже на основе этого прогноза люди договариваются о действиях по достижению желаемого будущего.

В тот раз ученые объединили свои усилия, чтобы определить профессии, которые будут востребованы через 5-10-15 лет в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, способные повлиять на структуру рабочих задач, и строили отраслевые карты будущего.

Технологии обновляются, оборудование устаревает, инструменты становятся грудой металлолома или музейными экспонатами. Профессии стареют и умирают. Кучеров заменили таксисты, почтальонов - администраторы почтовых серверов. Но если раньше циклы были длиною в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10-15 лет. И хотя старение профессий не происходит мгновенно, лучше узнать о кандидатах на пенсию как можно раньше. Чтобы, выбирая профессию, не заглядываться на ту, что скоро уйдет в прошлое.

Когда впервые листаешь «Атлас», кажется, что описанные в нем специальности позаимствованы из фантастических романов конца прошлого столетия: инженер-космодорожник, сити-фермер, архитекторвиртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов… Но какая уж тут фантастика - минимум треть этих профессий стали реальностью уже сегодня или становятся ею каждый день.

Базовые принципы форсайта как коллективного действия:
  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать.
  • Будущее вариативно, оно не проистекает из прошлого, а зависит от решения участников и заинтересованных сторон.
Думаю, в числе впередсмотрящих должны непременно оказаться студенты, выпускники, родители нынешних школьников и студентов, т. е. активная читательская аудитория «Ведомостей». От их представления о том, чему действительно сегодня надо учиться и учить детей, зависит будущее.

В этом номере мы постарались описать перемены, которые уже происходят в самой, пожалуй, наглядно изменяющейся отрасли - информационных технологиях.

Главный редактор Инна Кравченко

Цифры и события

13 октября 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие форсайта «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures Forum, GEFF). Задача форсайта, который продлится год и пройдет по всему миру, - выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на период до 20 лет.
Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества. Традиционные учебные заведения не успевают приспосабливаться к быстрому развитию отраслей и появлению новых профессий. Ценность дипломов постоянно падает, а мнение, что основные знания получаются в юности, устаревает. Обучение становится делом всей жизни, растет запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определенных навыков. Гиперконкуренция требует сокращать сроки образовательных программ. И они появляются: новые высокотехнологичные стартапы в интернете, такие как Coursera или Edx, заявляют, что к 2020 г. количество их студентов превысит 1 млрд. Как должны измениться учебные учреждения, чтобы выжить, — на этот вопрос ищут ответ участники форума.
На первой встрече собрались участники консультационного совета, среди которых были Павел Лукша, профессор Московской школы управления «Сколково»; Алексей Ситников, вице-президент Сколковского института науки и технологий; Исак Фрумин, советник Института образования и исследований ВШЭ; Том Вандер Арк, гендиректор Getting Smart; Инь Чеонг Чен, профессор Гонконгского института образования; Александр Лазло, президент Международного общества системных наук, и др.