«Региональная предпринимательская инициатива» и «Атлас муниципальных практик» позволят кардинально изменить расклад сил в рейтинге инвестклимата

В конце ноября во Владивостоке состоялся образовательный семинар Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Курс на Инвестиции» для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО), в рамках которого представители органов власти и бизнес-сообщества обсуждали механизмы предстоящего полномасштабного внедрения Национального рейтинга инвестклимата

В мероприятии впервые приняли участие представители муниципалитетов, для которых АСИ специально разработало «Атлас муниципальных практик».

Семинар открыл первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко, который отметил успешную работу по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Приморье: «На данный момент Стандарт внедрен, и сейчас мы на стадии мониторинга его исполнения, что не менее важно. Мы ведем эту работу вместе с предпринимателями, и большую роль в процессе играет Агентство стратегических инициатив».

Также он рассказал об участии региона в других проектах АСИ: «Мы работаем по «дорожным картам», продолжаем деятельность в рамках Национального рейтинга инвестклимата. И хотя регион показал не очень хороший результат на этапе апробации, это открыло нам возможность сделать шаги, которые смогут улучшить ситуацию в ближайшем будущем. Власть нужно бодрить - она от этого становится только лучше».

Андрей ДемидовОб инициативах Министерства по развитию Дальнего Востока рассказал советник министра Андрей Демидов. Одной из них является закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР): «Мы верим, считаем и убеждены, что это качественно новая и правильная модель развития для Дальнего Востока. В выделении подобных зон мы стараемся концентрироваться на точках роста: в настоящий момент мы определили 14 приоритетных площадок, и рассчитываем, что 3-5 из них будут в ближайшее время утверждены Правительством на территории Приморского края».

Андрей Демидов также обозначил новые возможности, которые открываются для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за счёт внедрения механизма ТОРов. 

«Мы подготовили поправки в закон, которые выделяют в общем объеме госзаказа на инфраструктуру определенную квоту для субъектов МСП. И на примере Калуги, Татарстана, Липецка, где особые зоны давно и успешно развиваются, можно увидеть, как вокруг крупного якорного инвестора развивается малый бизнес», - пояснил советник главы Минвостокразвития.

Другим приоритетным направлением деятельности Министерства он назвал повышение качества работы региональных управленческих команд: «Конечно, команда губернатора задает общую концепцию и динамику, но реальную инвестиционную среду определяют люди на местах - муниципальные власти. Мы считаем важной работу по выделению лучших муниципальных практик, которые уже существуют в различных регионах России, и совместно с коллегами из АСИ и с губернаторами готовы эти практики внедрять. Чем более открытыми мы будем в данных практиках, тем быстрее будет развиваться инвестиционный климат».

Подробнее о планируемой работе с муниципалитетами рассказала руководитель представительства АСИ в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова: «В Российской федерации более 23 000 муниципальных образований, у каждого из них существует свой путь развития, поэтому распространить на них единые требования, как это было в случае с региональным инвестиционным Стандартом, просто невозможно. Поэтому задача Агентства - найти и выделить лучшие практики в различных муниципалитетах для дальнейшего тиражирования и масштабирования. Совместно с «Деловой Россией» и ОПОРОЙ России Агентством был создан «Атлас муниципальных практик», в котором были проанализированы 65 практик из 35 субъектов. В ближайшем будущем мы выберем 15 пилотных муниципальных образований, в которых данные практики пройдут апробацию».

Андрей ГаврилинПомимо муниципальных практик АСИ планирует продолжить взаимодействие с регионами в рамках реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы на региональном уровне [Региональная предпринимательская инициатива (РПИ) - прим.]. Об этом направлении работы рассказал руководитель проекта АСИ Андрей Гаврилин, который обратил внимание на то, что в отличие от регионального инвестстандарта или Национального рейтинга инвестклимата, РПИ – это взаимодействие предпринимателей и органов власти исключительно на добровольной основе. Но когда подобное взаимодействие складывается, это позволяет достичь значительных результатов.

Например, Ульяновская область ведет наиболее системную работу по направлению РПИ: каждый год здесь проходит «Неделя РПИ», в рамках которой предприниматели формируют предложения по изменению нормативно-правовых актов, которые затем ложатся в основу законодательных инициатив. В Москве с этой целью создан «Штаб по защите бизнеса», в Свердловской области функционируют тематические рабочие группы с участием предпринимателей. «Сейчас в регионах организуются проектные офисы по внедрению лучших практик по результатам Национального рейтинга. И мы считаем, что работа над РПИ могла бы вестись на их основе», - подчеркнул Андрей Гаврилин.

Игорь НаймушинОтдельная сессия семинара «Курс на инвестиции» была полностью посвящена обсуждению методологии «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» и предстоящей процедуре его «развертывания» на территории всей страны. Руководитель программы Корпоративного департамента АСИ Игорь Наймушин рассказал об изменениях, которые были внесены в методологию по итогам апробирования Национального рейтинга в апреле 2014 года.

Из списка были исключены некоторые показатели – часть из них оказалась не актуальна для оценки субъектов, часть сложна для поиска достаточной базы респондентов. Также в рейтинг добавился ряд показателей, которые не будут учитываться при официальной оценке, но будут замеряться АСИ для выделения лучших практик: например, эффективность, время и количество процедур для получения разрешений на строительство промышленных объектов.

По итогам программы обучения для региональных команд, прошедшей в Москве в октябре-ноябре 2014 года, будут подготовлены «дорожные карты» по внедрению лучших практик. Рейтинг следующего года, результаты которого будут представлены на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015), продемонстрирует успехи регионов по реализации этих практик, а также даст новую пищу для преобразований. «Рейтинг и внедрение лучших практик по его итогам - это циклический процесс, который не будет останавливаться», - заявил Игорь Наймушин.

Заместитель министра экономического развития Калужской области Дмитрий Абрамов рассказал о мерах, которые уже были приняты в регионе по итогам обучающих программ АСИ: «Мы создали институт муниципальных представителей для нашего Фонда малого предпринимательства. Они смогут презентовать программы Фонда для муниципальных образований и станут эффективными проводниками его услуг».

Директор Департамента экономики и стратегического развития Приморского края Николай Дубинин отметил, что большая часть показателей рейтинга зависит от решений на федеральном уровне, и «сейчас федеральное законодательство позволяет в разных регионах иметь практически противоположные результаты. Нужно сделать так, чтобы на федеральном уровне были зафиксированы точные сроки и процедуры».

В рамках семинара «Курс на инвестиции» впервые к участию были приглашены представители муниципалитетов Дальневосточного федерального округа. Вместе с ними представители АСИ обсудили лучшие региональные практики в сфере получения разрешений на строительство и подключения к электросетям.

Михаил УткинРуководитель проекта Департамента мониторинга предпринимательских инициатив АСИ Михаил Уткин построил свое выступление на разборе наиболее успешных кейсов, реализуемых в регионах в сфере строительства по нескольким направлениям. По направлению «Картографическая информация о территориальном зонировании» Васильев выделил успешные практики в Москве и Республике Татарстан: «Это субъекты, которые тратят большие средства на информационные сервисы. Мы понимаем, что уровень выделяемых бюджетов в регионах может значительно отличаться, но оттуда можно взять какие-то готовые элементы и применить их у себя». Также он отметил практики Калужской, Кемеровской областей и Красноярского края.

В направлении «Регламентирование процедур» Михаил Уткин обратил внимание на то, что, согласно исследованиям, количество процедур в строительстве только растет. «Казалось бы, с 2011 года большое количество усилий было приложено для оптимизации процедур и снижения их количества. Но часто бывает так, что процедуры исключают из обязательного списка, но при этом перемещают их в список подпроцедур. А вы сами понимаете, что для предпринимателя разницы нет. И регламентация может стать первым шагом на пути постановки этого вопроса на контроль». Михаил Уткин дал рекомендации по оптимизации затрат на подготовку регламентов: «Например, Татарстан недавно заимствовал подходящий ему регламент у Ульяновской области. Получилось дешево и быстро».

Обсуждая с аудиторией вопросы межведомственного взаимодействия в сфере строительства, спикеры отметили сложность выстраивания отношений с сетевыми компаниями. 

Агентство стратегических инициатив готовит совместный пилотный проект с Минстроем России по созданию центров технологического присоединения в регионах, в которых развита система МФЦ. Центры позволят предпринимателю оперативно получать всю информацию и проходить все необходимые процедуры в ускоренном режиме.

Одно из наиболее важных условий для ускорения и упрощения административных процедур – внедрение информационных сервисов. Обязательные условия для таких сервисов: наличие личного кабинета, возможность отслеживать статус заявки и подавать документы онлайн. «Например, в Москве, в Красноярском крае застройщик, по сути, работает из своего кабинета: там он получает информацию, правит документы и следит за их статусом. Электронный формат взаимодействия также исключает возможность запрашивать лишние непредусмотренные документы: требовать можно только то, что внесено в систему» - прокомментировал Денис Васильев.

Александр ХуруджиРуководитель представительства АСИ в Южном федеральном округе и эксперт рабочей группы по повышению доступности энергетической инфраструктуры Александр Хуруджи предложил собравшимся представить себя на месте предпринимателя, который пытается получить разрешение на присоединение к сетям, и реалистично оценить те сроки, которые он затрачивает на все процедуры. «Когда я спрашиваю чиновника, сколько дней нужно у вас на подключение, он гордо сообщает - 190. Но если о том же спросить строителя - он скажет 340, а предприниматель вообще не скажет ничего, т.к. после двух-трех походов в сетевую компанию он сдается и передает дело посреднику. А ведь сейчас в рамках Национального рейтинга качество ваших услуг будут оценивать именно предприниматели».

Александр Хуруджи порекомендовал использовать положительный опыт компании МОЭСК: они реализовали на своем сайте механизм онлайн-подключения к сетям. 

«Ознакомьтесь с этой практикой, возьмите ее на вооружение. И на каждой странице сайта обязательно оставьте телефон колл-центра – это снимает ситуацию конфликта, если пользователю что-то неясно. Ведь предприниматель запоминает не количество дней или процедур – он запоминает конфликт, и наша задача - его быстро снять», - пояснил Александр Хуруджи.

Для справки:

«Курс на инвестиции» - обучающие семинары Агентства стратегических инициатив для представителей органов власти и бизнесменов в субъектах Российской Федерации, посвященные демонстрации наиболее эффективных практик работы регионов с инвесторами, обсуждению законодательных инициатив по улучшению инвестиционного и делового климата и выстраиванию продуктивного диалога бизнеса и власти в сфере инвестиционной деятельности. Семинары проводятся Агентством с 2013 года в рамках внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».

Видео