Национальный рейтинг инвестклимата - 2015: ключевые показатели и ожидаемые результаты

В ноябре 2014 года во всех 85 регионах России начались опросы предпринимателей для формирования полномасштабного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Его результаты будут озвучены в июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015).

Для обсуждения запускаемого Рейтинга и организации участия в нем бизнес-сообщества 18 декабря Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело в Москве семинар «Курс на инвестиции» для представителей экспертных групп и органов власти 6 федеральных округов - Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Уральского, Северо-Кавказского и Южного.

Основными спикерами пленарной сессии, посвященной Национальному рейтингу инвестклимата, выступили заместитель корпоративного директора АСИ Вера Адаева, управляющий директор РСПП Мария Глухова, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, партнер и управляющий директор BCG Константин Полунин.

Руководитель экспертного совета по Национальному рейтингу Мария Глухова проанализировала взаимосвязи системных изменений в показателях Рейтинга по всем 4 группам (регуляторная среда, институты для бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры, поддержка малого и среднего предпринимательства) и представила участникам результаты сопоставления оценок АСИ и рейтинга Doing Business по основным показателям. «Мы понимаем, что многие проблемы быстро решить не удастся, и что большая часть из них связана не с работой регионов, а с проблемами федерального законодательства», - сказала Мария Глухова. Она обозначила основные проблемные направления, выявленные по итогам пилотной апробации Национального рейтинга: самые низкие баллы получили механизмы регулирующего воздействия, качество дорожных сетей и доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса.

Мария Глухова отметила, что при взаимной заинтересованности представители бизнеса и региональные органы власти могут добиться лучших результатов и приблизиться к показателям ведущих стран мира, например, 66 дней для получения разрешения на строительство в Гонконге.

Среди лучших показателей была отмечена позиция России по срокам регистрации прав собственности - 19 дней. 

«Мы прекрасно понимаем, что нам как бизнес-объединениям придется много работать с тем, чтобы люди не бросали то, над чем они начинают работать. Качество деловой среды необходимо ставить первым в списке приоритетов, то есть улучшение условий ведения бизнеса и эффективности инструментов, своевременное согласование этих инструментов с предпринимательским сообществом - все это должно быть принято в работу в ближайшем будущем. Нам есть чем заняться», - подчеркнула Мария Глухова.

Вера Адаева считает, что за счет изменения регуляторной системы и повышения доступности ресурсов должно произойти значительное снижение затрат на услуги для предпринимателей в регионах. Заместитель корпоративного директора АСИ рассказала участникам семинара о последних изменениях в методологии рейтинга и усовершенствовании формулировок показателей по итогам заседания Рейтингового комитета.

Среди новых показателей – «эффективность процедур по подключению к газопроводу», «эффективность процедур постановки земельного участка на кадастровый учет», «качество территориального планирования» и «уровень развития малого предпринимательства в регионе».


«Нам нужно вместе с вами поработать и подумать, как выстраивать работу региональной власти, чтобы минимизировать влияние сегодняшних негативных явлений на бизнес», - обозначила ключевую повестку обсуждения Вера Адаева. С учетом текущей экономической ситуации организаторы рейтинга прогнозируют возможное ухудшение показателей Рейтинга к весне 2015 года: «Я думаю, что, с одной стороны, прогнозируемо определенное снижение по всем показателям блока поддержки малого предпринимательства, с другой – надеемся, что региональные органы власти приложат все усилия хотя бы для сохранения уровня прошлого года», - комментирует Вера Адаева.

О роли участия предпринимателей и органов власти в Национальном рейтинге рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, подчеркнув при этом, что «сама природа проекта строится на оценке результативности и мотивированности региональных команд по привлечению инвестиций. На 75% позиция в Рейтинге зависит от мнения экспертов и региональных предпринимателей. Связь прямо пропорциональна: насколько схож образ проблем в глазах власти и бизнеса, настолько и эффективнее получается работа по самому Рейтингу».

Дмитрий Курочкин также рассказал, что в дальнейшей работе над проектом «предприниматели, прежде всего, ожидают услышать от представителей органов региональной власти реакцию на выдвинутые замечания и предложения. Например, когда в системе ТПП мы занимаемся вопросами оценки регулирующего воздействия и сталкиваемся с тем, что активно привлекаем к оценке власть, по самым разным причинам наши предложения игнорируются, либо не получают никакой оценки вовсе. Хотелось бы, чтобы в своей работе региональная администрация четко понимала приоритеты, стоящие перед региональным предпринимательским сообществом».

Партнер и управляющий директор BCG Константин Полунин поделился с участниками разработанными рекомендациями для системной работы по улучшению инвестиционного климата. Основные шаги включают в себя формирование проектной команды, разворачивание полноценного проектного офиса, создание организованного механизма взаимодействия, формирование рабочих групп по разным направлениям, разработку и реализацию «дорожных карт». «По сути, это внедрение системы проектного управления на уровне региона. Единственное, что сам регион должен определять и формировать свои приоритеты и цели, не останавливаться на регуляторной среде и отвечать на те вызовы, которые дает современная экономическая ситуация», – отмечает Константин Полунин.

Вторая сессия была посвящена обсуждению «лучших практик», выявленных по итогам пилотной апробации Национального рейтинга. Министр экономики Республики Татарстан Артем Здунов поделился с участниками причинами и ключевыми факторами успеха региона. «В Татарстане что-то получилось чуть больше, чем в остальных регионах, благодаря тому, что у нас сформировалась прочная связка между правительством и бизнес-сообществом, регионами и муниципалитетами. Синхронизированная работа этих двух ключевых связок и послужила нашему успеху, – прокомментировал Артем Здунов результаты пилотного рейтинга - 2014. – В нынешних условиях, губернатор, любой министр и эксперт должен относиться к своему региону как к корпорации, где он является единственным собственником. Только так можно что-то изменить, проектная команда – это тот локомотив, который может реализовать Стандарт и подняться в рейтинге».

Заместитель председателя правительства Тульской области – министр экономического развития Тульской области Денис Тихонов рассказал об эффективных механизмах работы региональной команды, включенных АСИ в «Сборник лучших практик». На примере Тульской области Денис Тихонов проиллюстрировал, как можно выстроить отношения с территориальными органами федеральных органов власти – например, с энергетическими компаниями. «В один момент мы полностью забрали на себя разработку программы развития электроэнергетики в регионе. Мы наняли консультантов, разработали четкую и понятную схему развития энергетических объектов, а также проинспектировали реализацию энергетических инвестиционных программ. И когда мы первый раз пришли с инициативой в генерирующее компании, это было страшно: по результатам наших проверок экономия могла бы составить миллионов 150. Но энергетики почувствовали наш профессионализм, и сейчас мы уже вместе согласовываем все проекты на старте и ни оного объекта, которого нет в нашей схеме, они не имеют права включить в свои инвестиционные программы».

Заместитель директора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Виталий Злобин рассказал о механизмах оптимизации инструмента оценки регулирующего воздействия. На примерах нескольких регионов он показал, как неэффективно сейчас работает этот элемент общей процедуры по разработке и принятия нормативно-правовых актов: «Качественное развитие оценки регулирующего воздействия стоит на «трёх китах» взаимодействия бизнеса, государства и общества. Бизнес должен формировать спрос на улучшение отрасли, а государство, в свою очередь, должно слышать».

Начальник управления экономической политики администрации Тамбовской области Сергей Юхачев поделился с участниками семинара успешной историей выхода на стадию формирования «дорожных карт» по оптимизации административных процедур для бизнеса: «Для достижения результатов команде губернатора региона с исполнителями необходимо занимать проактивную позицию: мы объезжали муниципалитеты, в которых руководитель докладывал о текущей экономической ситуации, посещали промышленные предприятия, проводили встречи с бизнес-сообществами, где обсуждали внедрение механизмов улучшения инвестклимата – муниципальный рейтинг, стандарт. Также мы создали совместные с государством и бизнес-сообществом центры профессиональной подготовки кадров, в качестве результата – кластер, который высоко оценен и вошел в лучшие практики».