Александр Хуруджи: «Успешными будут те проекты, которые целятся в послезавтра»

В Ростовской области продолжается работа по мониторингу внедрения стандарта, призванного обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе. Программа, разработанная Агентством стратегических инициатив (АСИ), содержит 15 универсальных требований. 

Руководитель Представительства АСИ в ЮФО Александр Хуруджи рассказал «Городскому репортеру» об инвестиционном стандарте, перспективах развития бизнеса, а также о том, как можно оценить эффективность работы местных властей.

- На какой стадии сейчас находится реализация программы по внедрению инвестиционного стандарта в Ростовской области?

- Ростовская область – одна из лидеров по скорости внедрения стандарта. Для нас он делится на две стадии работы. Первая – посмотреть, выполнен ли тот или иной пункт стандарта. Вторая – стадия мониторинга, над которой мы сейчас работаем. Мы предупредили специалистов, которые входят в нашу экспертную группу, что должна быть объективность в оценке пунктов, иначе никакого доверия со стороны предпринимательского сообщества ждать не стоит. Если эксперт постоянно со всем соглашается, подписывает документы, даже не читая, то, несмотря на все его заслуги, мы просто исключаем его из группы. Найдутся люди, которые действительно хотят работать.

На сегодня могу сказать, что часть пунктов стандарта, как минимум, не работает, а некоторые ситуацию даже ухудшили. Мы подготовим по этому поводу доклад и озвучим его, я думаю, уже в марте.

- Как в соседних регионах проходит внедрение инвестиционного стандарта?

- Всего к стандарту присоединились где-то 80% регионов. Краснодарский край, например, уже завершил внедрение. Причем он отставал от Ростовской области, но на финишной прямой оказался быстрее. Волгоградская область, не удивлюсь, если в 2016 году тоже выйдет в лидеры.

Можно ли сказать, что в тех регионах, где стандарт не введен, инвестиционная активность существенно ниже?

- Такую взаимосвязь можно установить только по результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Вообще, в мире более 160 рейтингов. Мы подготовили свой, который не только может дать инвесторам информацию об инвестиционной привлекательности региона, но и служит оценкой эффективности региональных властей.

Могу сказать, что национальный рейтинг будет серьезно сказываться на дальнейшей деятельности губернаторов и их команды.

В прошлом году в рейтинге участвовали 22 региона, в этом году — все 85 субъектов РФ. В 2014 году Ростовская область заняла 11 место, лидерами же стали Ульяновская, Калужская, Тульская области. Могу сказать объективно: если Ростовская попадет в этом году в число хотя бы 20 лучших, это будет большой успех.

- Недавно губернатор Ростовской области заявил, что ни один из крупных инвесторов не отказался от реализации своих проектов на территории региона, есть только корректировки по срокам. Может ли, на ваш взгляд, ситуация измениться?

- Мы мониторим ситуацию, связанную с реализацией инвестпроектов, в разных регионах. Формально инвестор может сказать, что не отказывается от проекта, но переносит сроки его реализации на 2050 год, например. В этой связи очень честно поступила Калужская область: там специалисты провели анализ и признали, что некоторые проекты можно считать остановленными. Поэтому я считаю, что анализ инвестпроектов нужно сделать публичным. И наша экспертная группа может помочь областным властям оценить перспективность тех или иных проектов.

- А как вы оцениваете перспективы развития бизнеса в сложившихся экономических условиях?

- Малый и средний бизнес развивается в любой ситуации – стабильной и нестабильной. Более того, практика показывает, что во втором случае он способен занимать те ниши, которые прежде занимали крупные игроки. Другое дело, что развитие бизнеса сдерживают высокие процентные ставки по кредитам и нестабильность в сфере налогового законодательства. С нового года обострилась проблема кредитования – ставки сейчас настолько высоки, что бизнесмен просто не в состоянии выплачивать такие кредиты. Говорить о каком-то микрофинансировании бизнеса и прочей ерунде тоже не приходится.

Кроме того, государство сейчас большое внимание уделяет различным механизмам стимулирования, которые, как показывает практика, не всегда доходят до конечного потребителя.

Представители бизнеса говорят: «Нам будет проще, если вы снизите ставку по налогам, а не будете помогать избранным». Весь остальной бизнес живет отдельной жизнью, не ощущая на себе какую-то заботу. Поэтому получается так, что бизнесмены просят не помогать им, а просто не мешать.

- Есть ли какие-то положительные моменты в этих условиях?

- Сейчас конкурентоспособными стали те производства, которые уже практически закрывались. Один мой знакомый, который производит резиновую ленту для транспортеров, после трех лет «простоя» стал очень конкурентоспособен, потому что китайский товар не может сравниться с ним по цене. Кроме того, нагрузка на бизнес в виде налогов, различных платежей за землю, коммуникации, если переводить в доллары, значительно снизилась. В Ростовской области за многие годы сформирована инфраструктура для занятия бизнесом: здесь сохранилось очень много собственных сетей, например, продуктовых. С ними можно договориться о поставке местных продуктов. В то время как в других субъектах федеральные игроки такие возможности предоставляют далеко не всегда. Еще один момент связан с формированием гуманитарного груза для жителей Донбасса. Возможно, бизнес начнет что-то поставлять для этих колонн. А сколько еще продлится эта ситуация, предсказать невозможно.

Новые возможности откроются и при строительстве мостовой переправы на Крымский полуостров. С начала 90-х годов инфраструктура там не менялась, и строительством придется заняться в том числе и ростовским компаниям.

- Какие еще сферы могут получить хорошие перспективы для развития в ближайшее время?

- Предыдущие восемь лет мы часто говорили об инновациях. И каждый под этим понимал что-то свое. Деньги, которые выделяли на субсидирование инновационных проектов, никто не контролировал, и они уходили непонятно куда.

В последние несколько лет государство меняет свой подход, отдавая предпочтение конкретным отраслям экономики.

По линии АСИ могу сказать, что мы получили задачу по поддержке тех проектов, которые способны совершить прорыв в 2030 год, например. На Западе к России относятся как к стране, которая живет сегодняшним днем. Поэтому высшее руководство сейчас будет уделять особое внимание форсайт-проектам, которые целятся в послезавтра, чтобы попасть в сегодня.

Еще один рынок, открывающий большие возможности перед бизнесом, — это рынок вооружения и военных технологий. В России сейчас будут производить очень много оружия, и, возможно, какие-то сферы откроются и для малого и среднего бизнеса.

- В задачи АСИ входит создание позитивного имиджа российского предпринимателя. Действительно ли наши бизнесмены нуждаются в такой помощи?

- Большинство людей считают, что все предприниматели – ворюги. Если человек едет на хорошей машине – значит, наворовал. Мы должны системно поменять представления: предприниматель – это не просто успешный человек, но и гражданин, который несет большую социальную нагрузку как налогоплательщик. Во всем мире к предпринимателям относятся очень уважительно. В России ни один бизнесмен не получал государственную награду. Поэтому одна из наших задач – находить таких людей и давать им возможности для социального лифта.