Появился «навигатор вузов» по программе «Глобальное образование»

В России появился сервис «Навигатор вузов», с помощью которого абитуриенты могут выбрать интересующее их иностранное учебное заведение, чтобы принять участие в программе «Глобальное образование», а также получить гранты на обучение и проживание за рубежом. О том, зачем нужна программа и какие результаты уже достигнуты, рассказали участники пресс-конференции, которая состоялась 11 февраля в МИА «Россия сегодня».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев пояснил, что Программа предусматривает гранты для студентов, которые поступили в образовательные учреждения, занимающие одну из первых 300 позиций мировых рейтингов университетов Academic Ranking of World UniversitiesQS World University Rankings и The Times Higher Education World University Rankings одновременно. Александр Соболев отметил, что если кандидат на участие в программе поступил в вуз самостоятельно, это говорит о его целеустремленности и о том, что он уже обладает видением своей будущей профессиональной деятельности. Гранты он может использовать как на покрытие стоимости обучения, так и на сопутствующие расходы.

Владимир Солодов Руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив
Главная цель - не помощь в подготовке кадров, а обеспечить их возвращение в Россию, организовать их трудоустройство в отечественных компаниях. Программа фактически является инструментом государственного инвестирования в высокотехнологичные предприятия, вузы, медицинские и социальные учреждения - но инвестирования не деньгами, а людьми. По условиям программы, каждый участник по окончании обучения должен проработать 3 года в одной из организаций-работодателей. Их список уже утвержден, но он будет постоянно расширяться. Ключевая особенность «Глобального образования» - программа не сводится к примитивному стремлению заставить участников отработать свои гранты. Её задача - выстроить для них линию карьерного развития, которая позволила бы им найти себя на родине и приносить пользу отечественной экономике и социальной сфере. В условиях экономической нестабильности оплата обучения с последующим трудоустройством может выступать и мерой поддержки в отношении самих граждан страны: многие из тех, кто потерял работу, могли бы бесплатно получить лучшее в мире образование и оказаться востребованными в новой сфере. Одним из важнейших принципов, который АСИ заложило в Программу еще на самом раннем этапе ее подготовки, является то, что гранты выделяются только по тем специальностям, которые востребованы экономикой России сейчас и будут востребованы в ближайшей перспективе.

Главная цель - не помощь в подготовке кадров, а обеспечить их возвращение в Россию, организовать их трудоустройство в отечественных компаниях. Программа фактически является инструментом государственного инвестирования в высокотехнологичные предприятия, вузы, медицинские и социальные учреждения - но инвестирования не деньгами, а людьми. По условиям программы, каждый участник по окончании обучения должен проработать 3 года в одной из организаций-работодателей. Их список уже утвержден, но он будет постоянно расширяться. Ключевая особенность «Глобального образования» - программа не сводится к примитивному стремлению заставить участников отработать свои гранты. Её задача - выстроить для них линию карьерного развития, которая позволила бы им найти себя на родине и приносить пользу отечественной экономике и социальной сфере. В условиях экономической нестабильности оплата обучения с последующим трудоустройством может выступать и мерой поддержки в отношении самих граждан страны: многие из тех, кто потерял работу, могли бы бесплатно получить лучшее в мире образование и оказаться востребованными в новой сфере. Одним из важнейших принципов, который АСИ заложило в Программу еще на самом раннем этапе ее подготовки, является то, что гранты выделяются только по тем специальностям, которые востребованы экономикой России сейчас и будут востребованы в ближайшей перспективе. 

В числе приоритетных сфер Владимир Солодов назвал медицину, управление социальной сферой, инженерные специальности, высокие технологии, научные исследования и образовательную сферу.

Особенностью программы является и ее региональный аспект. «В Москве и Санкт-Петербурге останутся не более 10% специалистов, все остальные должны будут выбрать работу в других субъектах федерации. В числе приоритетных регионов - Дальний Восток и Сибирь, где расположены территории опережающего социально-экономического развития. Это даст новый импульс расположенным здесь высокотехнологичным предприятиям, позволит модернизировать образовательные и медицинские учреждения. Задача подготовки отечественных кадров особенно актуальна в нынешних геополитических условиях - если раньше предприятие могло позволить себе пригласить необходимого специалиста из-за рубежа, то теперь это становится все сложнее», - пояснил Владимир Солодов. Но, конечно, задача создания собственных кадров выходит далеко за пределы временных геополитических обстоятельств.

Денис Конанчук Руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО
Сейчас в рамках Программы участники могут выбирать между 227 университетами из 27 стран мира, обучаться по 32 специальностям и поступать на работу в 550 российских компаний. В данный момент заявки заполнили 109 кандидатов, а 65 из них уже находятся в электронной очереди. Очередь закроется в середине марта 2015 года, после чего все кандидаты будут представлены Экспертному совету, который выберет из них тех, кто получит поддержку. Поскольку изначально планировалось оказать содействие 1500 участникам, получить гранты в рамках Программы, вероятно, смогут практически все, кто записался. Однако в дальнейшем, по мере того, как о Программе будет узнавать все больше участников, возникнет конкурентный отбор. Некоторые участники уже получили гранты - в декабре 2013 года подали заявку те, кто проучился в зарубежных вузах первый семестр: учащиеся приняли решение компенсировать затраты по обучению с помощью Программы. 

Чтобы воспользоваться возможностями программы «Глобальное образование» могли как можно больше студентов, Агентство социальных исследований «Социальный навигатор» подготовило информационный интерактивный ресурс для абитуриентов, желающих продолжить обучение за границей по программе «Глобальное образование» - он содержит информацию о стоимости обучения, проживания, питания, страховки, учебной литературы и перелета. Также навигатор дает представление о позиции вузов в мировых рейтингах.

Вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Алексей Ситников рассказал о консультационной и менторской помощи, которая оказывается участникам Программы. Менторы из компаний-работодателей будут вести «своих» студентов в течение обучения, предлагая им принимать участие в поиске решений, которые требуется в реальной работе компании. 

Алексей Ситников Вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий 
Мы не хотим инвестировать деньги в статистов - нам нужно, чтобы те, кто вернулся, смогли играть важную роль в своих отраслях. В отношении участников «Глобального образования» действует «презумпция невиновности» - вместо того, чтобы решать за них, следует ли им возвращаться на родину, лучше гарантировать им востребованность на рынке труда и потенциально высокий карьерный рост.

В настоящее время максимальный объем ежегодной поддержки участника Программы «Глобальное образование» составляет 1 381 800 рублей, но Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос об увеличении гранта в связи с изменившейся ситуацией на валютных рынках. Если решение будет принято (скорее всего, весной или летом нынешнего года), оно будет иметь обратную силу - объем поддержки вырастет и для тех, кто уже принимает участие в Программе. Почти половина тех, кто решил принять участие в программе, выбрали инженерные специальности. Это те кадры, с помощью которых в дальнейшем будет реализовываться Национальная технологическая инициатива (НТИ), в работе над которой принимает участие Агентство стратегических инициатив.

справкА

Программа «Глобальное образование», разработанная при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и одобренная в 2013 году Правительством Российской Федерации, направлена на повышение качества кадрового потенциала в ключевых для экономики сферах. Программа решает как вопросы подготовки кадров, так и проблемы социальной поддержки граждан. Принципы реализации и рамочные положения Программы были зафиксированы в Указе Президента Российской Федерации № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации».

Видео