Конкуренция в сфере железнодорожного транспорта: мнение Среднего Урала

4 марта в Екатеринбурге состоялось экспертное обсуждение федеральной «дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере железнодорожного транспорта, инициированное Представительством Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Уральском федеральном округе. На площадке Уральской Торгово-промышленной палаты собрались региональные руководители ОАО «РЖД», представители профильных министерств и участники рынка железнодорожных перевозок.

На встрече присутствовали: Петр Эсаулов, заместитель начальника Свердловской железной дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ; Сергей Агеев, генеральный директор НП СУЖдР (Союз участников железнодорожного рынка)Сергей Шавзис, президент Уральской логистической ассоциацииСергей Мазуркевич, вице-президент Союза малого и среднего бизнеса по транспорту и логистике, генеральный директор ГК «Транссибурал»Андрей Гречишников, заместитель директора филиала по коммерции ОАО «Первая грузовая компания» и другие.

Модераторами совещания выступили Даниил Мазуровский, руководитель Представительства АСИ в Уральском федеральном округе и Павел Воротков, советник президента Уральской ТПП.

Конкуренция в сфере железнодорожного транспорта имеет специфический характер, поскольку на данном рынке существует основной игрок - ОАО «РЖД». И участники совещания согласились с тем, что в некоторых сегментах создавать конкурентные «Российским Железным дорогам» структуры в текущих условиях нецелесообразно. Прежде всего, в целях обеспечения безопасности. Как заявил Андрей Родионов, генеральный директор ООО «Сысертское локомотивное депо»: «Аренда локомотивов РЖД от частных компаний - это еще возможно, но локомотивные бригады, представленные не от РЖД - это удар по безопасности!». Что касается конкуренции, связанной с оформлением и доставкой грузов, то, по мнению Сергея Мазуркевича, «ситуация более чем конкурентная, связанная с избытком вагонов у грузовых компаний, да и с избытком самих компаний» (в России их более 1800), а также с выровненной после реформы тарифной политикой. Широкая дискуссия развернулась вокруг необходимости создания СРО (саморегулируемой организации - прим.) на базе участников рынка, причем отрицательное отношение к этой идее высказали, в основном, представители малого и среднего бизнеса.

На явные пробелы в законодательной и нормативно-правовой базе указал Сергей Шавзис. Президент Уральской логистической ассоциации обратил внимание участников встречи на то, что «сегодня компании, которые фактически являются операторами перевозок, работают с клиентом по закону «О транспортно-экспедиционной деятельности», а с ОАО «РЖД» - по уставу железных дорог. Правовые нормы, предусмотренные в этих двух законах, не стыкуются. В худшем положении оказывается экспедитор».

В ходе дискуссии была выявлена необходимость дополнительного регулирования в области транспорта необщего пользования и отдельных подъездных путей. Участники встречи также затронули тему пригородных сообщений и возможностей развития пригородного транспорта с учетом минимизации дотационных затрат.

Свои замечания и предложения по ряду пунктов федеральной «дорожной карты» по развитию конкуренции высказал Петр Эсаулов. Он подтвердил готовность ОАО «РЖД» к работе с инвесторами и партнерами в рамках железнодорожной инфраструктуры. В качестве примера он привел партнерство с ОАО «Новатэк» по строительству второго пути на участке Тобольск-Сургут.

Итог совещания подвел Даниил Мазуровский. Он поблагодарил участников встречи за открытый диалог и предложил собрать все предложения и замечания в едином формате для дальнейшей проработки. Руководитель Представительства АСИ в УрФО отметил, что многие законодательные инициативы бизнеса Свердловской области вызывают интерес и оказываются востребованными на федеральном уровне.