Что ШОС грядущая готовит?

Осталось не так много времени до проведения саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. С момента предыдущего саммита, который прошел в Душанбе, произошли серьезные политические подвижки, касающиеся, в частности, снятия санкций с Ирана. Россия стала страной – учредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который был создан по инициативе Китая. Обострились отношения между Россией и ЕС. Под вопросом вывод войск НАТО из Афганистана. Так стоит ли ожидать прорывных решений в Уфе? Как может измениться по итогам саммита геополитическая расстановка сил? Обозреватель ТПП-Информ попытался обобщить ряд экспертных мнений и оценок.

Напомним, что ШОС, возникшая сначала как «Шанхайская пятерка», изначально ставила своей задачей создание мер доверия до границ северных соседей Китая и самого Китая, с чем ШОС-1 вполне справилась.

Сегодня это уже «Шанхайская шестерка» – межконтинентальная организация, страны-участники совокупно занимают более 60 % евразийского пространства, в них проживает почти четверть населения земного шара. В составе ШОС два постоянных члена Совета безопасности ООН, первая экономика мира – Китай.

ШОС имеет наблюдателей, к которым относятся Индия, Пакистан, Монголия, Иран, Афганистан, партнеров по диалогу – это Шри-Ланка, Белоруссия, Турция. На саммите в Душанбе в 2014 году завершена подготовка нормативной базы расширения организации, подписаны документы, направленные на придание нового импульса экономическим связям и одобрено начало работы над рамочной стратегией ШОС до 2025 года.

Михаил Конаровский, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО МИД России, в статье «ШОС: домашняя работа» для globalaffairs.ru полагает, что «на втором десятилетии существования Шанхайской организации сотрудничества определяющими для нее являются два фактора. С одной стороны, все более динамичный процесс совершенствования самой структуры. С другой – нарастающая турбулентность извне. Оба процесса тесно взаимосвязаны и оказывают разнонаправленное воздействие на развитие ШОС. В перспективе ШОС вряд ли продолжит считаться лишь региональной структурой, ее голос так или иначе все громче будет звучать на мировой арене».

Однако эксперт считает, что «тезис об укреплении роли ШОС на региональном и глобальном уровнях остается преувеличенным. На международном уровне ШОС многие воспринимают пока декларативным форумом. Основная причина – огромная разница в размерах, потенциалах и геополитических задачах стран-участниц, а также в наличии достаточно глубоких противоречий практически между всеми из них. Представляется, что именно это предопределяет внутреннюю слабость и недостаточную устойчивость ШОС.

Наиболее актуальная политическая задача ШОС – расширение. Саммит в Уфе может запустить трехэтапный процесс приема новых членов. Расширение ШОС, безусловно, было бы выгодно для внешнеполитических амбиций, укрепило бы ее международный авторитет, продемонстрировало стратегическую жизнеспособность, вывело ее на новую геополитическую высоту.

Некоторые продолжают опасаться, что принятие таких крупных региональных игроков в лице Дели и Исламабада может привнести в ШОС и новые проблемы, обусловленные их отношениями с отдельными государствами – членами ШОС или наблюдателями при ней.

А вот сам факт членства Индии и Пакистана в ШОС, их дополнительные многосторонние контакты и деятельность в рамках Организации несли бы в себе значительный позитивный заряд».

Вячеслав Трубников, член дирекции ИМЭМО РАН, в одном из интервью так прокомментировал перспективы присоединения Индии к ШОС и смены статуса других стран-участниц: «Вес Индии в регионе, ее политические позиции в современных международных отношениях, приверженность Уставу ООН и принципам международного права позволяют однозначно говорить о том, что она располагает безусловным правом быть полноценным членом такой организации, как ШОС. Тем не менее расширение состава ШОС отнюдь не означает немедленного усиления этой организации, поскольку Индия, как единственная страна, вряд ли может быть принята в состав полноправных членов. На это же место будет претендовать Пакистан. Не меньше прав имеет и Иран. К тому же в полноправном членстве этих стран заинтересованы другие члены ШОС, поскольку целый ряд проблем, которые обсуждаются в организации из года в год, напрямую касаются интересов именно этих стран. Наверное, прежде чем пойти на расширение, нужно очень хорошо проработать организационные вопросы. Но расширения ШОС требует сама жизнь. Нужно принимать во внимание и фактор Пакистана, поскольку ШОС должна сделать многое для того, чтобы внутри себя, возможно при активном участии России, находить нужные балансы и вести дело к укреплению мер доверия среди своих участников. А к ним относятся Пакистан и Индия, а также Китай, поскольку не урегулированы пограничные проблемы, вызывающие массу вопросов. Мне представляется, что с полноправным членством Индии ШОС приобретет очень активного и заинтересованного сторонника укрепления мер доверия в регионе. Поэтому у Индии, на мой взгляд, достаточно хорошие шансы на то, чтобы в недалеком будущем стать полноправным и активным членом этой организации».

Отдельно эксперты выделяют процесс смены статуса Афганистана в связи с ожидаемым выводом коалиционных войск из страны.

Вячеслав Трубников полагает, что ответственность за безопасность в регионе во многом будут вынуждены взять на себя соседи Афганистана, а это члены или наблюдатели ШОС. Более того, Афганистан тоже является наблюдателем. Еще до ввода коалиционных войск в Афганистан Северный альянс пользовался совместной поддержкой Индии и России.

Михаил Конаровский так видит эту проблему: «Вряд ли целесообразно форсировать и изменение статуса Афганистана с наблюдателя при ШОС до полного членства, хотя Кабул проявляет интерес.

Изменение статуса Афганистана могло бы означать и то, что ШОС берет на себя одностороннюю моральную ответственность за решение проблем этой страны. К этому ШОС пока явно не готова, и ее члены продолжают действовать в афганском вопросе самостоятельно. Тем не менее полностью избежать активного участия ШОС в афганском урегулировании нельзя. Интересы безопасности всех стран-членов требуют самого внимательного отношения к процессам в Афганистане.

Ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России Виталий Воробьев, комментируя афганский вопрос, отмечает: «Что касается афганской проблемы, здесь часто проводится четкое разграничение между двусторонними усилиями и усилиями на уровне Организации. Афганская проблема многогранна и для ее решения необходимо логическое и естественное сочетание любых усилий: как двусторонних, так и различных международных организаций. Центральная регулирующая роль должна оставаться за ООН. Это одна из позиций ШОС: ШОС не может и не собирается подменять собой ни ООН, ни нынешние мандаты международных сил. Организация будет продолжать занимать свою нишу. Это последовательная и четкая политическая позиция, каким ШОС хочет видеть Афганистан. И в этом разногласий ни у кого нет: политические заявления последовательны и адаптированы на текущий момент».

Для Ирана, с которого в связи с успешными переговорами по ИЯП должны быть сняты санкции, также становится реальным поменять статус с наблюдателя на партнера

Однако Алексей Арбатов, академик РАН, глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике», в своей статье «Чего удалось добиться с помощью нового соглашения с Ираном», говоря об успешных переговорах по ИЯП, начинает с байки: «Есть такая байка: вскоре после войны гордые советские конструкторы показали Сталину первый образец нового отечественного автомобиля «Победа». Тот обошел вокруг машины и сказал: «Да, победа, но небольшая…»

Примерно так же можно охарактеризовать и соглашение, достигнутое «шестеркой» (Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия) на переговорах с Ираном по его ядерной программе.

«Что же касается предложений о скорейшем принятии в члены ШОС Ирана, то требуется дополнительное осмысление. Принятие Ирана может быть расценено на внешней арене как ярко выраженный коллективный антизападный демарш, к чему большинство стран-участниц вряд ли готовы. Тем не менее в заключительном документе предстоящего саммита в Уфе было бы политически и морально оправданным вновь подтвердить готовность членов организации начать процесс принятия в нее Исламской республики», – полагает Михаил Конаровский.

Однако, по мнению ряда экспертов, общую проектную деятельность государств ШОС серьезно затрудняет отсутствие единого Центра по предоставлению финансовых услуг. Чтобы завершить многолетний процесс консультаций, в ближайшее время государствам-членам следует проявить политическую волю и преодолеть определенный «технический эгоизм».

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Андрей Никитин полагает, что в зоне ответственности Шанхайской организации сотрудничества необходимо снять лишние барьеры, мешающие бизнесу и передвижению людей.

«Мы не должны забывать, что ШОС объединяет партнеров, доверяющих друг другу, поэтому следует приложить все усилия для снятия лишних барьеров, которые мешают эффективной торговле и перемещению людей», – заявил он.

Андрей Никитин также подчеркивает, что для совершенствования деятельности ШОС по устранению торговых барьеров крайне важно увеличить степень унификации кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. По его мнению, этого можно достигнуть путем взаимного признания классификационных решений и создания механизма разрешения коллизий. 

Еще одним немаловажным шагом является выработка совместного подхода к борьбе с контрафактом. «Начать следовало бы с единой практики оценки того, что является, а что не является контрафактом. При этом важно иметь в виду, что борьба с поддельными товарами должна быть направленной и ни в коей мере не затрагивать добросовестных импортеров», - отмечает Андрей Никитин.

Чрезвычайный и Полномочныый Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации Ли Хуэем в ходе своей встречи с главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым так прокомментировал ожидания от саммита ШОС в Уфе: «Визит Председателя КНР на саммиты станет большим событием между отношениями России и Китая. Также ожидается прибытие в Уфу больших деловых делегаций. Стоит отметить, что после проведения международных саммитов ШОС и БРИКС Республика Башкортостан и город Уфа станут известны всему Китаю. Это даст нам хорошую возможность для укрепления нашей дружбы и делового сотрудничества. Наше посольство готово рекомендовать китайским бизнесменам приехать сюда для рассмотрения возможностей инвестирования в республику. Я вижу, что здесь условия для привлечения инвестиций из-за рубежа очень хорошие. Думаю, что китайские бизнесмены проявят большой интерес к капиталовложению в вашу республику».

Подводя итог, можно сказать, что геополитические подвижки потребуют от ШОС всемерного совершенствования как философии, так и конкретных мероприятий по политико-дипломатическому реагированию на возможные вызовы.

Также неоспоримым остается факт, что нынешние разногласия России с Западом становятся мощным аргументом в пользу не только экономической, но и политической переориентации на азиатское направление, на Восток. Но в связи с этим нельзя снимать со счетов возрастающую угрозу нежелательно высокой зависимости от Китая. Здесь важно сохранить статус-кво, так что, по всей видимости, предстоящий саммит в Уфе преподнесет много интересного.

Материал подготовила Ната Марк