Участники Глобального форсайта образования в Казани сформировали требования к рабочим профессиям через 15-20 лет

В дни проведения III Национального чемпионата профессионального мастерства по методике WorldSkills 22-23 мая 2015 года в рамках форума Future Skills состоялась встреча  Глобального форсайта образования (GEF - Global Educational Futures) - международной проектной платформы, объединяющей ведущих мировых экспертов для решения задачи построения образовательных систем 21 века.

В работе форума приняли участие свыше 80 авторитетных экспертов из 40 стран. Участники обсуждали изменения в мировой экономике на горизонте ближайших 15-20 лет, рабочие задачи, которые выходят на первый план, требования к квалификации профессионалов будущего и изменения в образовательных системах.

Встреча в Казани - уже вторая в рамках глобального проекта Global Education Futures, стартовавшего в декабре 2014 года. Российской группой экспертов по результатам масштабных исследований был подготовлен доклад, который подводит итоги работы Re-Engineering Futures в течение 2010-2014 гг. и описывает ключевые направления развития образовательных систем в мире на горизонте 2035 года в связи с глобальными технологическими, социальными и культурными вызовами ближайших двадцати лет. Презентация Доклада состоялась в декабре 2014 года в коворкинг-центре Агентства стратегических инициатив «Точка кипения». На международном уровне тезисы доклада обсуждались в Калифорнии 1-3 апреля 2015 года.

Работа над Докладом объединила мнения нескольких тысяч российских и международных педагогов, руководителей университетов и школ, создателей образовательных стартапов, экспертов в психологии развития и психотерапии, представителей технологических компаний, медицинского и финансового сектора, профессионалов в области управления человеческими ресурсами, регуляторов сферы образования и науки, и др. По глубине и охвату позиций работа над Докладом стала уникальным явлением не только в России, но и в мире.


Участники Форума разделились на 4 рабочие группы:

  • автоматизация и цифровизация, как тренды, меняющие требования к компетенциям профессионалов будущего;
  • человекоцентрированные услуги: в каких областях роботы не смогут заменить человека;
  • образование: изменения в архитектуре и сущности образования, как оно влияет на рабочие профессии в будущем;
  • глобальная повестка образования: вызовы и изменения.

Участники сессии вели работу с использованием российской форсайт-методики Rapid Foresight. Эта методика широко применяется в России для прогнозирования и проектирования будущего для образовательной системы, регионов и отраслей, в том числе в проектах «Форсайт-флот» Агентства стратегических инициатив, при проектировании Национальной технологической инициативы, при создании «Атласа новых профессий», в совместном проекте России и Международной организации труда, и в других областях.

По мнению Павла Лукши, профессора практики Московской школы управления «Сколково», руководителя проекта Global Educational Futures, участники форсайта в Казани сформулировали ряд интересных предложений, которые буду включены в Доклад о глобальной повестке будущего образования: «Эксперты согласились, что в ближайшие 15-20 лет нас ждет интенсивная цифровизация и автоматизация производства. На уровне рутинного интеллектуального труда человека все больше будут заменять промышленные роботы. Сектор услуг, наоборот, будет расти и развиваться. Но ему предстоит глубокая трансформация: рынки услуг будущего становятся сетевыми, и эти рынки организуются вокруг масштабных информационных систем, связывающих провайдеров услуг между собой. Центральной категорией для этих рынков услуг являются системы, фактически моделирующие потребности человека и прогнозирующие его возможные сценарии поведения. Прототипы такого рода систем уже есть, крупные компании разрабатывают их для того, чтобы описать поведение пользователя и какую рекламу им предлагать. В будущем эти системы станут более обширными и будут рекомендовать, например, образ жизни, возможные образовательные траектории».

По словам Павла Лукши, группа, разрабатывающая глобальную повестку, признала, что урбанизация будет продолжаться и, поскольку в городе у людей нет контакта с естественной средой, экологизация производства выходит на передний план. Что касается областей производства, где машины не смогут заменить человека, это, в первую очередь, сфера человеческих отношений, работа людей с людьми и сообществами. Эмпатия становится обязательным навыком, которым должен будет обладать каждый профессионал.

В центре экономик будущего будут лежать масштабные информационные системы, пронизывающие все сферы деятельности. Соответственно, навык программирования из специального навыка превращается в универсальный.

Информационные системы будут на порядки сложнее, чем сейчас, значит, нужно будет находить новые формы организации эффективной работы. Соответственно, ключевой задачей промышленности станет создание коллективов, умеющих работать со сложностью, обладающих специальными технологиями проективного мышления. Понадобится общий язык, что-то вроде эксперанто, но более профессиональный, принадлежащий сфере проектирования и деловой деятельности. Первичные разработки такого языка есть, участники предполагают, что он будет развиваться и превращаться в стандарт коллективной деятельности.

Павел Лукша отметил, что эксперты признали сферу образования, как один из самых интенсивно развивающихся секторов, с созданием множества новых рабочих мест. Сейчас сфера образования нацелена на профессиональную подготовку и начало профессиональной жизни, в будущем она будет распределена на всем полном цикле жизни, включая личностное развитие.


Результаты форсайт-сессий в Казани будут включены в новую редакцию Доклада о глобальной повестке будущего образования, которую разработчики подготовят к декабрю 2015 года. Также по итогам Форума будет подготовлен отдельный доклад о рабочих профессиях будущего, который планируется представить на Мировом Чемпионате WorldSkills в августе 2015 года в Сан-Паулу.